Участие студентов в управлении образовательным процессом позволит существенно поднять уровень подготовки выпускников и их конкурентоспособность. Так считают участники круглого стола по вопросам внедрения Студенческого стандарта качества, который прошел в Общественной палате 26 августа.
«Студенческий стандарт качества позволит обеспечить государству такую подготовку кадров, которая будет отвечать современным требованиям», — заявил член ОП Азамат Тлисов. По его словам, сегодня по специальности устраивается лишь 30% выпускников российских вузов.
По мнению руководителя федерального проекта «Качественное образование» Валерии Зотовой, причиной такого положения является закрытость системы профессионального образования.
«Система функционирует сама для себя, слабо взаимодействуя с рынком труда и, практически, не получает обратной связи от студентов как основных потребителей образовательных услуг», — сообщила она.
Зотова отметила, что в обсуждении проекта Студенческого стандарта качества, которое состоялось на различных молодежных площадках, участвовало более 1500 человек из 50 регионов. По ее словам, в 2013 году пилотный проект был запущен на площадках 25 ВУЗов — там были созданы рабочие группы, состоящие из студентов.
Для оценки качества образования разработчики проекта предлагают использовать порядка 40 показателей таких как, как условия образовательного процесса, результат обучения, воспитательная деятельность, сопровождение образовательного процесса, в том числе наличие столовых, общежитий, поддержание соответствующей температуры и освещения в помещениях и многие другие. Разработчиков считают, что внедрение стандарта существенно повысит мотивацию всех участников образовательного процесса.
Заместитель руководителя Рособрнадзора Александр Бисеров заявил, что Рособрнадзор поддерживает проект Студенческого стандарта качества. «Проект очень актуален сегодня, однако, требует тщательной проработки», — отметил он.
По мнению эксперта, если запустить проект в том виде, в котором он представлен студенческим сообществом, то через короткое время все негосударственные ВУЗы закрылись бы, так как не смогли бы финансово обеспечить внедрение данного стандарта.
Он обратил внимание на то, что некоторые оценочные показатели являются сомнительными. «Возьмем, к примеру, такой пункт, как «ясность и честность изложения преподавателем учебного материала».
«Когда я был студентом, у меня был один преподаватель, на лекциях которого был полный аншлаг: приходили студенты с других курсов, преподаватели с других кафедр и даже других ВУЗов — все его слушали с открытым ртом. Но когда во время сессии я открывал конспект, то ничего не понимал — приходилось читать учебник. То есть мотивация была колоссальная — все ходили на лекции, но понимать приходилось все потом самому. Не всегда ясность подачи материала мотивирует к обучению», — подчеркнул Бисеров.
По мнению начальника отдела анализа и мониторинга Рособрнадзора Антония Швиндта, студенческие рабочие группы, которые будут реализовывать проект должны быть полностью независимы от администрации ВУЗов и отражать исключительно мнение студенческого сообщества.
Эксперт также считает, что конечным итогом внедрения Студенческого стандарта качества должен стать «готовый и понятный продукт, такой, как рейтинг всех российских ВУЗов».
По итогам круглого стола Комиссия ОП по развитию образования и науки направит резолюцию по проекту в Минобрнауки, Министерство по делам Северного Кавказа и Федеральное агентство по делам молодежи.