О стандарте ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015)
• Стандарты, предназначенные для менеджмента качества
ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования»
ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и
словарь»
ИСО Р ИСО 9004-2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха
организации. Подход на основе менеджмента качества»
• Структура стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования»
Введение
0.1 Общие положения
0.2 Принципы менеджмента качества
0.3 Процессный подход
0.4 Взаимосвязь с другими стандартами, предназначенными для систем
менеджмента
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Среда организации
5 Лидерство
6 Планирование
7 Средства обеспечения
8 Деятельность на стадиях жизненного цикла продукции и услуг
9.Оценка результатов деятельности
10. Улучшение
• Принципы успешного менеджмента
Ориентация на потребителя
Лидерство
Взаимодействие людей
Процессный подход
Улучшение
Принятие решений, основанное на фактах
Менеджмент взаимоотношений
• Принципиальные изменения в версии стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования» по сравнению с предыдущей версией 2011 года.
Каких требований нет в новой версии 2015 года по сравнению с версией 2011 года
Все определения перенесены в стандарт ГОСТ Р ИСО 9000 - 2015
Из стандарта изъят термин «предупреждающие действия»
В новом стандарте изъято понятие «исключение» из области применения
В новом стандарте сокращены требования предписывающего характера и заменены требованиями, относящимися к результатам деятельности
Из стандарта изъято требование об обязательном документировании процедур
• Новые термины и подходы в версии 2015 года
В новом стандарте появился термин «Лидерство»
Высшее руководство должно демонстрировать свое лидерство и
приверженность в отношении системы менеджмента качества
В новом стандарте появился термин «Интересы заинтересованных сторон»
Организация должна:
-определить потребности и ожидания заинтересованных сторон
-определить требования этих заинтересованных сторон
-осуществлять мониторинг и анализ информации
В новом стандарте появился термин «Менеджмент знаний» и «Знания организации»
Организация должна:
-определить знания, необходимые для функционирования ее процессов и для
достижения соответствия продукции и услуг.
-обеспечить поддержание знаний и их доступность в необходимом объеме.
-оценивать текущий уровень знаний и обеспечить получение и обеспечение
доступа к дополнительным знаниям
В новом стандарте появился термин «Документированная информация»
Документированная информация – это информация, которая должна
управляться и поддерживаться организацией и носитель, который ее
содержит.
Система менеджмента качества включает в себя:
-документированную информацию в соответствии с требованиями
настоящего стандарта
-документированную информацию, необходимую для обеспечения
результативности системы менеджмента качества
Стандарт предоставляет разработчикам системы менеджмента качества самим
решать, какие документы в системе будут востребованы и пониматься как
документированная информация-документированные процедуры, процессы,
инструкции, регламенты, записи и т.п. Ведь самое главное, чтобы количество
документов и их содержание позволили сформулировать требования ко всем
процессам в организации, выполнять эти требования и объективно оценивать
полученные результаты, сравнивая фактические показатели на выходе с
показателями, сформулированными на входе. Ведь целью аудита системы
менеджмента качества является подтверждение того, что система менеджмента
функционирует в соответствии с требованиями стандарта и позволяет достигать
запланированных результатов. Именно подтверждение в виде
сформулированных требований, механизмов их реализации и записей,
подтверждающих фактические действия и фактические параметры оценки
результатов, дают возможность подтвердить соответствие системы менеджмента
тем требованиям, которые сформулированы в стандарте.
В новом стандарте появился «подход на основе рисков»
Организация должна рассмотреть риски и возможности с целью:
-обеспечения уверенности в том, что система менеджмента качества может
достичь результатов;
-увеличения их желаемого влияния
-предотвращения или уменьшения нежелательных результатов;
-достижения постоянного улучшения.
Организация должна планировать:
-действия по рассмотрению рисков и возможностей
-действия по предотвращению нежелательных результатов;
-действия для достижения постоянного улучшения
В новом стандарте появился термин «Компетентность», включающий в себя знания и опыт
Организация должна:
-определять необходимую компетентность лиц, выполняющих работу, которая
оказывает влияние на результаты системы менеджмента качества;
-обеспечивать компетентность этих лиц на основе соответствующего
образования, подготовки или опыта;
-предпринимать действия, направленные на получение требуемой
компетентности и оценивать результативность
-сохранять соответствующую документированную информацию,
подтверждающую компетентность.
В новом стандарте получил новое развитие «Процессный подход».
Понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы
способствует результативности и эффективности организации в достижении
намеченных результатов
Процессный подход позволяет организации управлять взаимосвязями и
взаимозависимостями между процессами системы, так что общие результаты
деятельности организации могут быть улучшены
Процессный подход позволяет:
-управлять всеми факторами производственной деятельности;
-логично определять и оптимизировать состав, полномочия и ответственность
персонала, а также организационную структуру;
-преодолеть разобщенность структурных подразделений на основе принципа
«каждый последующий этап производственного процесса является потребителем
твоей продукции»;
-наиболее эффективным способом выявления и выбора областей для улучшений;
-реализовывать и контролировать специфические требования при выпуске
продукции через требования к процессам;
-наиболее полно и обоснованно определять через затраты на создание ценности в
результате реализации процессов себестоимость продукции/услуг;
-создать базу для обучения персонала, приобретения ими навыков изготовления
продукции в соответствии с требованиями, заложенными на входе процесса.