В Совете Федерации обсудили вопросы отраслевого образования

sovet federaciiВ Совете Федерации прошли парламентские слушания на тему «Место и роль отраслевых учреждений высшего профессионального образования в современной системе образования России».
 
Мероприятие организовано Комитетом СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности совместно с Комитетом СФ по науке, образованию и культуре.
 
Провел слушания председатель Комитета СФ по Регламенту и организации парламентской деятельности Вадим Тюльпанов. Он рассказал, что в РФ насчитывается 519 вузов, учрежденных региональными органами государственной власти. Более пятидесяти процентов из них учреждены Министерством образования и науки, остальные – Министерством сельского хозяйства, Министерством культуры, Министерством здравоохранения, Министерством спорта, Министерством иностранных дел, Министерством экономического развития и Министерством юстиции. «Они имеют собственные образовательные программы и настаивают на том, чтобы Министерство образования согласовывало с ними образовательные стандарты. На том же настаивают крупные отраслевые работодатели».
 
Парламентарий напомнил о приказе Министерства образования и науки «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» от 2013 года, направленном на укрупнение областей образования и групп специальностей. Этот документ вызвал неоднозначную реакцию отраслевых вузов, отметил он.
 
Подготовка высококвалифицированных кадров для отраслей экономики страны – важнейшая составляющая современного образовательного пространства, в значительной мере влияющая на экономическое развитие, отметила председатель Комитета СФ по науке, образованию и культуре Зинаида Драгункина.
 
Немаловажная роль здесь принадлежит отраслевым вузам.  «Как показывает анализ ситуации, сегодня, в условиях модернизации системы высшего профессионального образования, эти вузы сталкиваются с множеством проблем. Об этом свидетельствуют многочисленные обращения, поступающие в Совет Федерации. Так, совсем недавно у нас рассматривалось обращение министра транспорта Максима Соколова о проблемах в сфере подготовки профессиональных кадров в отраслевых транспортных вузах», - сказала парламентарий.
 
Зинаида Драгункина подчеркнула, что некоторые проблемы можно решить в рамках действующего законодательства. Например, нормы закона об образовании позволяют развивать такие формы и технологии реализации образовательных программ, как применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, заключение договоров о сетевой форме реализации образовательных программ с иными вузами региона, использование механизмов целевого приема и целевого обучения как способа закрепления кадров в регионе и другие.
 
Однако, не всегда эти нормы работают на практике, сказала сенатор.  Важно, в том числе с учетом имеющихся законодательных механизмов, развивать отраслевое профессиональное образование с соблюдением баланса интересов, добавила Зинаида Драгункина.
 
Эффективное обучение в отраслевых вузах невозможно без производственной практики, сказал первый заместитель председателя Комитета СФ по науке, образованию и культуре Виктор Кресс.  Сенатор считает, что необходимо сохранить в структуре отраслевых учреждений кафедры, учебно-опытные хозяйства в той или иной форме хозяйствования как базовые, предусмотрев для них государственную поддержку в виде компенсации предприятиям на организацию и проведение учебных и производственных практик студентов.
 
На заседании были обозначены позиции федеральных органов, в ведении которых находятся высшие специализированные учебные заведения, занимающиеся подготовкой специалистов для различных отраслей народного хозяйства, а также руководителей профильных вузов.
 
Заместитель Министра транспорта Алексей Цеденов отметил заинтересованность ведомства в подготовке качественных специалистов. По его мнению, укрупнение специальностей может привести к снижению качества их подготовки.
 
Заместитель министра образования и науки Александр Климов, рассказал о вопросах, находящихся в зоне внимания ведомства, в том числе, о ходе разработки отраслевыми ведомствами профессиональных стандартов, о процессе перехода от программ специалитета к программам бакалавриата.
 
Первый замминистра культуры Владимир Аристархов сообщил, что в системе высшего образования работников культуры работают 59 вузов. Из них в ведении министерства – 48 вузов. Он рассказал о ходе реализации образовательных программ в этих учебных заведениях, их определенной специфике.  
 
Участниками парламентских слушаний были высказаны конструктивные предложения для выработки скоординированных позиций, направленных на создание благоприятных условий для подготовки высококвалифицированных кадров – важнейшей  составляющей современного образовательного процесса, а также подготовки предложений по законодательному закреплению особенностей отраслевого образования. Комплексный анализ высказанных предложений должен явиться основой для определения направлений решения проблем развития высшего отраслевого образования.
 
С учетом состоявшегося обсуждения участники парламентских слушаний рекомендовали Совету Федерации осуществлять мониторинг правоприменительной практики законодательных и нормативных правовых актов, направленных на развитие образовательных организаций высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку кадров для отраслей экономики страны.
 
Правительству предложено проработать вопрос об улучшении финансирования отраслевых вузов как за счет бюджетных средств, так и за счет поддержки отраслевых вузов предприятиями соответствующих отраслей экономики. Рекомендовано предоставлять преференции предприятиям, работодателям, участвующим в выделении рабочих мест для проведения производственной практики студентов отраслевых вузов, в целях подготовки высококвалифицированных профессиональных кадров.
 
Участники слушаний призвали министерство образования и науки совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечить реализацию комплекса мер, направленных на повышение качества подготовки профессиональных кадров. Для координации действий в создании единых подходов в подготовке специалистов для предприятий промышленности и отраслей хозяйства страны предложено активнее использовать потенциал ассоциаций, объединяющих образовательные организации по отраслевому признаку, с приданием им соответствующего статуса.
 
В целях синхронизации потребностей рынка труда и системы образования предлагается привлекать объединения работодателей к участию в разработке отраслевых профессиональных стандартов.
 
В мероприятии приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, руководители министерств и ведомств, образовательных учреждений и их ассоциаций.
 

Выбрать язык

Russian English French German Italian Portuguese Spanish

Работаем с регионами!

regioni

от Калининграда до Сахалина

Праздники России

Главная Новости В Совете Федерации обсудили вопросы отраслевого образования