Вступил в силу технический регламент Таможенного союза "Безопасность лифтов". В документе прописаны четкие требования к безопасности лифтов, даны правила и схемы сертификации лифтовой продукции.
Кроме того, приводится перечень устройств безопасности лифта, подлежащих обязательной сертификации.
Однако, как отмечают эксперты, до сих пор не определены органы государственного контроля (надзора), которые отвечали бы за соблюдение всех требований техрегламента.
Более того, до сих пор нет единого мнения о том, кто же будет осуществлять государственный контроль безопасной работы лифтов. По словам первого вице-президента Национального Лифтового Союза (НЛС) Виктора Тишина, около 10 ведомств так или иначе занимается лифтами, но не один чиновник не курирует их.
Лифтовики отчасти относятся к сфере ЖКХ, отчасти к строительной отрасли. Транспортники их вообще к своим не причисляют. НЛС, хотя и пытается объединить под свое крыло все подразделения жизненного цикла лифтов от производства до аудита, но фактически союз представляет интересы не более 70% представителей этого рынка.
Другая проблема - в России лифты формально не являются опасными объектами. В марте прошлого года был подписан приказ Ростехнадзора "О регистрации опасных производственных объектов", по которому жилой фонд и объекты розничной торговли исключены из реестра.
Между тем, по данным "Единой лифтовой информационно-аналитической системы" (ЕЛИАС), созданной не так давно при содействии НЛС, только за 2012 год произошло 11 крупных и более ста мелких аварий на лифтах, действующих в многоквартирных домах, в результате которых 5 человек погибли, а некоторые получили тяжелые травмы.
Кстати
Лифт относится к самым массовым видам транспорта в стране. По данным НЛС, в общей сложности пользуются лифтами 95 млн человек ежедневно. Обслуживают нас более 400 тысяч пассажирских и еще 100 тысяч специальных лифтов.