31 мая в ОП прошел круглый стол, посвященный защите прав потребителей в сфере ЖКХ. В мероприятии приняли участие члены ОП, эксперты в сфере ЖКХ и представители организаций по защите прав потребителей из 30 регионов России.
По словам члена ОП Владимира Слепака, жилищно-коммунальные услуги сегодня устойчиво занимают среди прочих первое место по обеспокоенности и недовольству потребителей. По его словам, речь идет не только о недовольстве граждан качеством этих услуг.
«Претензии потребителей зачастую связаны с тем, что люди не имеют возможности узнать, каким образом расходуются деньги, которые собираются в виде платы за оказанные коммунальные услуги и из чего складываются установленные тарифы. Отсутствуют и системные механизмы, которые обеспечивали бы контроль выполнения организациями производственных и инвестиционных программ», — отмечает член ОП.
«В связи с этим возникает необходимость создания мощной системы общественного контроля, причем контролировать надо не столько управляющие компании, сколько органы государственного надзора, отвечающими за эту отрасль», — считает Владимир Слепак.
«Кроме того, — продолжил член ОП, — если мы хотим установить реальный контроль в отрасли и заставить управляющие компании работать добросовестно, есть только два пути — либо создание СРО, либо лицензирование». Вариант создания СРО для России непригоден по нескольким причинам, считает Слепак.
«У нас один выход — ввести, пусть временно, систему лицензирования. Только в этом случае, то есть при помощи госрегулирования, мы сможем навести порядок в отрасли», — заявил он.
Председатель Союза потребителей России Петр Щелищ согласился с такой оценкой ситуации. «Сфера ЖКУ — один из наиболее острых вопросов, волнующих большинство наших граждан, причем 73% потребителей недовольны стоимостью коммунальных услуг и 49% — качеством», — заявил эксперт.
Щелищ считает необходимым усиление надзорных функций государства в этой сфере, и способствовать развитию в ней общественно-потребительского контроля.
Также эксперт предложил заморозить на следующий год тарифы на коммунальные ресурсы в пределах социальных норм потребления. «Те, кто потребляет ресурсы в пределах этих норм, не нуждаются в новых коммунальных мощностях и несправедливо взимать с них плату за строительство, например, электростанций или теплосетей. Надо вывести инвестиционные программы из числа издержек, которые учитываются при расчете тарифов потребления в пределах социальной нормы и перевести их на тех, кто потребляет сверх этой нормы», — считает Щелищ.
В ходе мероприятия были презентованы итоги пилотного проекта по организации общественного потребительского контроля выполнения своих обязанностей управляющими компаниями и предприятиями жилищно-коммунального комплекса, в рамках которого было выявлено свыше 700 нарушений, допущенных управляющими компаниями, касающихся раскрытия информации об их деятельности. Мониторинг осуществлялся в марте-апреле этого года недавно созданным НП «Реальный контроль».
Сопредседатель этой организации, член ОП Дмитрий Орлов уверен, что общественный контроль в сфере ЖКУ должен быть профессиональным, а осуществлять его должны чиновники и общественники, являющиеся экспертами в этой области.
«Общественный контроль в этой сфере заключается не в организации поединка между потребителем и управляющей компанией, в котором потребитель всегда проиграет, а в создании системы, где профессионалы будут компетентно оценивать ситуацию и влиять на нее, вплоть до обращения в правоохранительные органы», — считает эксперт.
Дмитрий Орлов добавил, что главным краеугольным камнем деятельности управляющих компаний является непрозрачность их деятельности. «90% управляющих компаний сейчас не предоставляют той информации, которую они обязаны предоставлять по закону. Только расшатав этот камень, мы сможем сдвинуть проблему с мертвой точки», — заявил Орлов.
Представители региональных организаций защиты прав потребителей поделились своим опытом работы по организации общественного контроля в сфере ЖКХ в регионах. Следует отметить, что многие из них согласились с необходимостью создания системы госрегулирования в этой отрасли, вплоть до введения лицензирования.
Подводя итоги заседания, Владимир Слепак отметил, что эффективный общественный контроль возможен только как элемент системы государственной политики.
«Ослабление государственного контроля никогда не послужит стимулом для добросовестной работы бизнеса, и мы это видим по сфере ЖКХ. Сейчас сложилась ситуация, когда мы потребляем услуги, которые не дают нам гарантий качества и безопасности», — заявил Слепак.
«Кроме того, важно добавить, что во всем мире институты защиты прав потребителей финансируются государством через госзаказ. Пока у нас не будет создана господдержки таких организаций, пока государство не повернется лицом к потребителю, мы не в состоянии будем изменить ситуацию», — заключил член ОП.