Стратегию своего развития до 2020 года ТПП обсудит сегодня на президиуме правления. А также сформулирует предложения по поддержке малого бизнеса и корректировке законопроекта о Федеральной контрактной системе. Об этом "РГ" рассказал президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин.
Создаваемая Федеральная контрактная система не могла не попасть в зону внимания палаты. Что вас не устраивает в законопроекте?
Сергей Катырин: Мы активно участвовали в его подготовке, ряд наших предложений учтен. Но у нас есть еще несколько принципиальных предложений.
В России сегодня 5,8 миллиона субъектов малого предпринимательства, где заняты почти 17 миллионов человек. Мы считаем необходимым увеличить минимальную квоту участия малых предприятий в выполнении госзаказа с 10 до 20 процентов (специализированные торги только для малых предприятий) и повысить для них с 15 до 30 миллионов рублей начальную (максимальную) цену контракта.
В законопроекте о ФКС установлено право поставщиков привлекать соисполнителями контрактов малый бизнес. Считаем, что следовало бы закрепить это как один из критериев оценки заявок потенциальных поставщиков, как, впрочем, и степень локализации в стране производства товара. Есть огромное количество предприятий, где единственный российский компонент - отвертка, которой соединяют в целое импортные узлы. Отечественным может считаться производитель, обеспечивший 75 и более процентов локализации, такова позиция ТПП РФ.
Также нужно предусмотреть возможность, а в ряде случаев и обязательность проведения независимой экспертизы. Опыт ТПП показывает: именно таким образом можно снизить расходы, повысить качество и кардинально уменьшить коррупцию. В 174 территориальных палатах есть около тысячи опытных квалифицированных независимых экспертов. Они несколько лет назад успешно контролировали качество поставок обмундирования и продовольствия для нужд тыла армии.
Помнится, экспертизы как-то неожиданно прекратились...
Сергей Катырин: Экспертиза помогла кардинально улучшить качество поставок, снизить коррупцию. Но спустя какое-то время минобороны без особых объяснений отказалось от наших услуг. Эксперты утверждают, что этот отказ не способствовал, мягко говоря, повышению качества. Если у руководства ведомства снова появится желание объективно во всем разбираться, сотрудничать, то мы готовы...
Вообще, по нашему мнению, в законе о Федеральной контрактной системе должна быть предусмотрена возможность проведения независимой экспертизы на всех стадиях госзаказа: его планирования, размещения, исполнения и мониторинга результатов. И обязательно надо создать координирующий орган, следящий за практикой применения ФКС и вырабатывающий предложения по ее совершенствованию, причем с участием всех заинтересованных в этом процессе структур, включая представителей бизнеса. Этот орган, как нам представляется, должен быть создан при правительстве РФ.
Сергей Николаевич, Госдума снова отложила второе чтение поправок в Гражданский кодекс, которые касаются бизнеса. Будем надеяться, осенью их примут. Дело ведь важное...
Сергей Катырин: Очень важное. Законопроект предлагает полноценную и всестороннюю модернизацию гражданского законодательства. Многие ключевые нормы кодекса принимались более 15 лет назад, необходимо привести их в соответствие с современными реалиям Наши территориальные ТПП, членские организации активно участвовали в проработке важных для бизнеса положений проекта. На стадии "нулевого чтения" был учтен ряд наших предложений. Это касается, например, решения не увеличивать размер уставного капитала хозяйственных обществ до 50 тысяч рублей, а непубличных акционерных обществ - до 500 тысяч рублей, отказа от нотариального удостоверения корпоративных решений некоммерческих организаций и т.д.
То есть, вы положительно оцениваете поправки?
Сергей Катырин: В целом положительно. В проекте предусмотрены механизмы, ставящие дополнительный заслон мошенничеству и рейдерству. Лучше защищены права обладателей ценных бумаг и долей в капиталах хозяйственных обществ. Сегодня в мошеннических схемах и рейдерских захватах часто используется институт ведения госреестров. Проект закрепляет принцип публичной достоверности Реестра: добросовестный предприниматель, действующий на основании его данных, в случае возникновения спора будет защищаться судом в первую очередь.
Проект предусматривает новые механизмы защиты прав предпринимателей в договорных отношениях. Правда, некоторые из них, мне кажется, могут вызвать трудности при применении. Не совсем ясно, как будут использоваться такие конструкции, как "абстрактные убытки", "обязательства с условием компенсации потерь", "заверения об обязательствах", и прочие. В российском праве они не применялись, так что возможны противоречия между новыми положениями и устоявшимися правилами.
Как вы относитесь к идее "новой индустриализации" России, чтобы наконец слезть с сырьевой иглы?
Сергей Катырин: Она крайне нужна. Но здесь мы сталкиваемся с рядом проблемных вопросов, на которые нужно обязательно ответить.
Нужен ли нам механизм планирования индустриализации? До сих пор у нас многие уповают на всесилие рыночных регуляторов, и это раз за разом оборачивается для России катастрофической неэффективностью капитальных вложений для целей "новой индустриализации". Достаточно вспомнить работу множества организаций, образовавшихся после реформирования единой энергетической отрасли. Все многочисленные издержки их суетливой рыночной деятельности, направленной только на получение прибыли для себя, ложатся теперь на плечи потребителей электроэнергии. Да, рынок нужен однозначно. Но на принципиально важных направлениях ориентиры должно выставлять государство, которое по определению обязано думать не о моментальной выгоде любой ценой, а обо всем комплексе вопросов социально-экономического развития общества. Самых заметных успехов в модернизации национальных экономик достигли именно там, где добились разумного согласия рыночных и плановых начал.
Далее. Где взять высококвалифицированные кадры, которые решают все и без которых "новая индустриализация" невозможна? Понятно, что основная масса - 25 миллионов высокопроизводительных новых рабочих мест, о которых говорит президент РФ, должны появиться именно в индустриальном секторе экономики. Но вот парадокс: у нас в ближайшие 4-5 лет может оказаться вакантных рабочих мест в десять раз больше, чем специалистов соответствующей квалификации! Кстати, минувшей осенью, к примеру, недобор студентов по специальностям, нужным предприятиям оборонно-промышленного комплекса и космической отрасли, составил около 40 процентов. Вот такая статистика. Нам нужно поскорее завершать неприлично затянувшуюся разработку законодательства об образовании и на его основе принимать программы опережающего развития всех видов профессионального образования, подготовки и повышения квалификации кадров.
А где взять деньги на "новую индустриализацию"?
Сергей Катырин: Вот это вопрос вопросов! Только для реконструкции основных фондов обрабатывающей промышленности необходимо более 600 миллиардов долларов. Это примерно вдвое больше, чем ежегодный совокупный объем инвестиций в народное хозяйство страны.
К сожалению, с инвестициями у нас ситуация не самая лучшая, здесь особых оснований для оптимизма нет. В такой ситуации основным ресурсным каналом для запуска "новой индустриализации" может и должно стать само государство. Естественно, в партнерстве с частным отечественным капиталом. Однако федеральный бюджет на 2012-2014 годы предусматривает сокращение расходов государства на национальную экономику. На наш взгляд, это не пойдет на пользу дела. Напомню также, что бизнес рассчитывает на четкие и однозначные решения власти относительно "налогового маневра". Он мог бы стать мощным стимулом для притока частных инвестиций в обрабатывающую промышленность.
И еще очень, по моему мнению, важный момент: насыщение реального сектора экономики ресурсами неразрывно связано с восстановлением доверия между государством, бизнесом и обществом. Недостаток или отсутствие его, и мы это не раз наблюдали, способно обесценить многие разумные инициативы власти. К этой теме примыкает еще одна. Серьезные экономические преобразования невозможны без хорошего делового климата. А он нуждается в соответствующем информационном пространстве - для коммуникации, представления своей позиции, выявления "болевых точек", обратной связи... Крупные компании легко решают эти вопросы понятным и доступным им путем, иностранные фирмы обычно имеют свои "информационные зонтики". Но у нас есть значительный слой предпринимательства, для которого доступ к информпространству крайне затруднен. Я имею ввиду малый и средний бизнес. Малое предпринимательство во всем развитом мире обеспечивает до 50-70 процентов ВВП. Подавляющее большинство инноваций, которые потом используются в экономике развитых стран, - разработки именно малого бизнеса. Без него невозможен успех крупных производственных компаний, которые поручают своим меньшим партнерам выполнение огромного количества сопутствующих программ. Хочется верить, что когда-то так будет и у нас.
Кстати
Поправки в Гражданский кодекс усилят степень защиты собственников.
Участок и сооружения на нем, даже недостроенные, принадлежащие одному лицу, предложено признавать единым объектом, который будет участвовать в гражданском обороте как одна недвижимая вещь. Появится ограниченное вещное право застройки. Строители смогут заключать договоры об установлении права застройки на 50 лет, а это означает рост стабильности в гражданском обороте и уверенности бизнеса в завтрашнем дне. Заслуживают поддержки новеллы по интеллектуальной собственности, считают в ТПП.