С 20 по 24 мая 2019 года в городе Нур-Султан (Республика Казахстан) впервые на одной площадке прошли заседания международного технического комитета ИСО 269 «Железные дороги» и Межгосударственного технического комитета СНГ 524 «Железнодорожный транспорт», в работе которых приняли участие более 100 экспертов, представляющие 30 государств. В заключительный день мероприятия состоялся Международный форум по стандартизации в железнодорожной отрасли, организованный АО «НК «Казахстанские железные дороги» (Национальная компания «Казахстан Темир Жолы») совместно с Комитетом технического регулирования и метрологии МИИР РК и Казахстанским институтом стандартизации и сертификации. В работе Форума принял участие заместитель Руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Антон Шалаев.
Открывая пленарное заседание, председатель Комитета технического регулирования и метрологии РК Арман Шаккалиев обратил внимание на уникальность мероприятия – никогда до этого международный технический комитет по стандартизации не проводил своё заседание совместно с межгосударственным в формате МГС.
«Железнодорожная отрасль является одной из базовых отраслей экономики государства, которая отвечает за своевременное обеспечение внутренних и внешних транспортно-логистических связей. В этой связи, развитие стандартизации в железнодорожной отрасли на международном уровне является приоритетной задачей», – отметил он.
О цифровых вызовах стандартизации рассказал в своём докладе Антон Шалаев. В частности, он остановился на реализуемых в международных организациях по стандартизации проектах по применению стандартов в виде моделей или баз данных, интегрируемых в информационную систему, программный комплекс или технологическую линию цифровых производств.
Председатель МТК 524, президент Объединения производителей железной техники Валентин Гапанович рассказал о результатах деятельности по стандартизации в отрасли на межгосударственном уровне. Поддерживая и развивая фонд из 217 межгосударственных стандартов (ГОСТ), МТК 524 смог достичь уникального среднего показателя возраста стандарта в 5,5 лет, что является абсолютным «рекордом» среди межгосударственных стандартов, применяемых на территории СНГ.
В пленарном заседании с докладами также выступили председатель ИСО ТК 269 Юджи Ниши, генеральный менеджер Ассоциации европейской железнодорожной промышленности (UNIFE) Бернард Кауфманн, председатель комиссии Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) Радован Вопалецкий, руководители подкомитетов и рабочих групп ТК ИСО.
«Достижение цели экономической интеграции невозможно без унификации работ в международной, межгосударственной и национальной стандартизации. Железнодорожная отрасль выступает в роли «локомотива», демонстрируя первые успехи в объединении усилий на всех этих уровнях», – отметил Антон Шалаев.