В России создаётся платформа экспертного и общественного мониторинга качества сервиса интернет-магазинов. Пилотный проект будет запущен уже в ноябре
В 2018 г. компания GfK и «Яндекс-маркет» провели исследование и выяснили, что 29 млн россиян хотя бы раз в полгода совершают онлайн-покупки. По данным «Ромир», средняя сумма заказа составляет 9,1 тыс. рублей. Низкие цены — главная причина покупок в сети, именно поэтому в большинстве случаев люди стремятся покупать там, где дешевле, однако часто это «дешевле» представляет собой «мышеловку». Мошенники активно наживаются на простом человеческом желании сэкономить и низкой цифровой грамотности граждан. Именно поэтому на просторах сети так много фишинговых сайтов, повторяющих дизайн популярных интернет-магазинов в целях введения в заблуждение потребителя и возможного перехвата его денежных средств.
«Знак качества в электронной торговле – это признаваемый в международной практике инструмент деловой этики для создания доверительного отношения населения к покупкам в сети Интернет и их защиты от недобросовестных продавцов. В Европе, получая trustmark, компания принимает правила поведения на рынке, получает доступ к сервису досудебного урегулирования споров. Там же, кстати, этот знак могут получить и иностранные электронные площадки.
В нашей стране возможность создания системы независимой экспертизы качества товаров и услуг в сети Интернет длительное время обсуждалась, отдельные общественные объединения разрабатывали для своих членов собственные марки качества.
В России запускается механизм мониторинга участников российского рынка интернет-торговли. Формируется бизнес-среда интернет-компаний, предлагающих торговый сервис на наиболее высоком профессиональном уровне, демонстрирует лучшие торговые практики. В высоко конкурентной среде это стимулирует и других участников рынка им соответствовать», – отметил Виктор Евтухов, статс-секретарь, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации.
Будет проведена тщательная проверка веб-ресурсов на соответствие требованиям стандарта Российской системы качества, а вот оценивать качество предоставляемых магазинами услуг будут сами потребители. Полномасштабный запуск проекта планируется во второй половине 2020 года – одновременно с началом работы специализированной платформы по оценке потребителей товаров и услуг.
Этот проект несет, в том числе, и образовательную функцию.Задача – объяснить и продемонстрировать потребителям, на что необходимо обращать внимание при выборе интернет-магазина, как не попасть на удочку мошенников и не остаться без товара и денег.
Запуск проекта запланирован на ноябрь – первыми проверку пройдут сайты билетных агентств, так как в последнее время участились случаи приобретения липовых билетов – мошенники создают фейковый сайт и продают билеты, которых не существует. Сегодня потребитель цифровых услуг нуждается в дополнительных рыночных индикаторах, которые помогут ему оценить тот или иной сервис не только по таким показателям, как цена или удобство, но и по уровню безопасности, качества услуг и т.д. Предоставляя свои персональные данные различным интернет-магазинам, человек должен знать, на каком уровне защищено его личное пространство. Данный проект нацелен защитить потребителей от мошеннических сетей, а также рассказать им, на что обращать внимание при выборе интернет-магазина.