В России модернизирован механизм доступа на внешние рынки отечественной продукции автомобильной промышленности с применением процедур и правил, гармонизированных в рамках Европейской экономической комиссии ООН.
Работа ведется Росстандартом в рамках Соглашения о принятии единообразных условий официального утверждения о взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств, заключенного в г. Женеве 20 марта 1958 г. Документ известен как «Женевское соглашение». Им предусматривается механизм принятия документов международной стандартизации в области автомобильной промышленности – «Правила ООН», гармонизированные требования к автомобилям и их компонентам. Также Женевским соглашением предусмотрен механизм взаимного признания документов, подтверждающих соответствие требованиям Правил ООН. Росстандарт (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии) участвует в этой работе во взаимодействии с ведущим автомобильным институтом ФГУП «НАМИ» и отечественными автопроизводителями.
Новым механизмом предусмотрено назначение технических служб – лабораторий, обладающих необходимыми компетенциями, которые проводят испытания и оценку продукции автопрома.
Речь идет о полнокомплектных автомобилях и их компонентах, поставляемых на внешние рынки. По результатам проверок продукции техническими службами Росстандарт выдает производителям так называемое «сообщение об официальном утверждении типа» (далее – сообщение).
Это документ, на основании которого проводится сертификация продукции без излишних барьеров и дополнительных испытаний. Сообщения признаются в качестве официального документа всеми странами-участницами Женевского соглашения (более 50 стран в Европе).
Ежегодно Росстандартом выдается более 300 сообщений на различную продукцию, поставки которой осуществляются на экспортные рынки. Среди них - сообщения об официальном утверждении типа конструкции в отношении автомобильных компонентов (в том числе - безопасных стекол, отдельных устройств освещения и световой сигнализации, автомобильных шин).
Также выдаются сообщения об официальном утверждении механических транспортных средств в отношении электромагнитной совместимости, торможения, креплений ремней безопасности, сидений, их креплений и подголовников, выбросов загрязняющих газообразных вредных веществ, рулевого управления и т.д. Участники рынка выражали недовольство ранее существовавшей системой.
Были нарекания по непрозрачности процедур назначения технических служб и отсутствию понятных механизмов их работы, непрозрачности и длительности оформления сообщений.
Специалисты автопроизводителей выражали мнение о том, что проще обратиться в аналогичные технические службы в других странах, чем проводить оценку продукции в России. Между тем, это означало более высокие цены на испытания, дополнительные затраты на транспортировку образцов, упущенную выгоду отечественных лабораторий, в целом снижение престижа российской автомобильной инженерии.
С учетом этого в 2017 году Росстандартом был проведен комплекс мероприятий по глубокому реформированию системы. В том числе, идет речь о масштабной работе по переназначению технических служб. В марте прошлого года была сформирована Оценочная группа, которая теперь проводит анализ организаций, претендующих на назначение техническими службами.
В соответствии с положениями «Женевского соглашения» и другими документами Всемирного форума для согласования правил в области транспортных средств, состав оценочной группы сформирован по принципу участия в ее работе экспертов, обладающих соответствующим уровнем компетенции.
В состав Оценочной группы вошли представители Федеральной службы по аккредитации, Ассоциации автомобильных инженеров, Объединения автопроизводителей России, Ассоциации европейского бизнеса, Российской ассоциации производителей автокомпонентов. Ответственным секретарем Оценочной группы в настоящий момент является президент Ассоциации автомобильных инженеров Денис Загарин. Также изменены: порядок работы Оценочной группы, форма свидетельства о назначении технической службой, форма бланка сообщения об официальном утверждении типа и порядок выдачи сообщений.
В сентябре 2017 года Росстандартом введен порядок оформления и выдачи сообщений предприятиям - производителям продукции автомобильной промышленности сообщений в электронном формате. Документ обсуждался с участниками рынка. В конце года работа по переназначению и подтверждению компетентности технических служб была завершена. 27 декабря 2017 г. состоялось итоговое заседание Оценочной группы с оценкой результатов проведенной за год работы.
К настоящему времени свою компетентность в качестве технических служб подтвердили 8 организаций, в том числе: НТЦ «Автоэлектроника», ФГУП «НАМИ» (НИЦИАМТ ФГУП «НАМИ»), ООО «Эксперимент», ООО «ЛМЗ «СКАД», НП «ИНСАТ», ООО «Трансконсалтинг», ООО «Шинный испытательный центр «Вершина», ООО «Сертистек-95».
Эту работу планируется продолжить, в том числе, за счет назначения техническими службами и других организаций, готовых подтвердить свою компетентность.
Работа таких организаций, в соответствии с прозрачными и понятными процедурами, направлена на расширение рынка сбыта отечественной продукции автомобильной промышленности.