Несмотря на то, что развитие отношений с Евросоюзом наталкивается на различные препятствия, обе стороны проявляют желание расширять этот процесс. В его рамках реализуются программы, одна из которых – «Партнерство для модернизации».
Ее координатор с российской стороны, заместитель министра экономического развития России Алексей Лихачев рассказал о перспективах сотрудничества с Евросоюзом.
– Что можно записать в актив программы «Партнерство для модернизации»?
– Поскольку Евросоюз является нашим ближайшим соседом и занимает лидирующие позиции по объемам внешнеторгового оборота России, наши взаимоотношения должны иметь общую направленность и основываться на сопряженных долгосрочных целях. Поэтому нам необходим постоянный поиск точек соприкосновения интересов, и такому поиску в немалой степени способствует «Партнерство для модернизации».
На сегодняшний день достигнуты немалые и разнообразные успехи. Среди наиболее значимых – окончательное завершение процесса присоединения России к ВТО; продолжение гармонизации российского законодательства с требованиями ОЭСР; сотрудничество в космической сфере и продолжение запусков спутников Galileo с помощью ракет-носителей «Союз» с европейского космодрома в Гвиане, продолжение реализации «Перечня совместных шагов» по переходу к безвизовому режиму для краткосрочных поездок.
Это далеко не полный перечень достигнутых результатов. На постоянной основе ведется работа по гармонизации технических регламентов и стандартов. Определен перечень из 18 документов Таможенного союза и соответствующих документов ЕС, по которым может быть достигнута гармонизация. В ближайшее время предполагается выход на подписание Соглашения в области стандартизации между Росстандартом и европейскими органами стандартизации (CEN, CENELEC). Активно развивается сотрудничество между техплатформами России и ЕС.
Отдельно следует отметить результаты Конференции по «Партнерству для модернизации», состоявшейся в Москве 11–12 октября. Она позволила «сверить часы» с ЕС в вопросах нашего стратегического долгосрочного взаимодействия. На ней были высказаны приоритеты сторон, по большинству из которых видно совпадение. «Партнерство» динамично развивается и постепенно становится опорным элементом во взаимоотношениях России и ЕС.
– Как подчеркивают обе стороны, «Партнерство» –живой, постоянно обновляемый документ. Что добавилось к нему в последнее время?
– В самом деле, «Партнерство для модернизации» – это живая и динамичная инициатива. Основополагающим документом, фиксирующим главные направления деятельности отраслевых диалогов в рамках «Партнерства», является рабочий план, одобренный в ходе саммита Россия – ЕС в декабре 2010 года. И как раз вот этот рабочий план – неформальный обновляемый инструмент. На сегодняшний день дважды было проведено его обновление – в декабре прошлого года и в мае нынешнего. Добавлены новые проекты в сфере энергетики, здравоохранения, морской политики, финансовой и макроэкономической политики, рыболовства, развития предпринимательства. Ряд уже реализующихся проектов был приведен в соответствие с текущими целями и задачами.
– В качестве одного из проблемных вопросов «Партнерства» упоминают энергодиалог. Как обстоят дела сейчас в этой сфере?
– Конечно, у России и ЕС есть спорные вопросы в сфере энергетики. Краеугольный камень здесь – Третий энергопакет, который был принят европейцами для либерализации рынка энергоносителей. Однако эта мера имеет побочные эффекты, затрудняющие работу наших энергетических компаний на рынке ЕС. Более того, принимая ее, европейцы нарушили ряд положений Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, являющегося основополагающим документом, фиксирующим правовые основы нашего сотрудничества с ЕС. Имплементация Третьего энергопакета в ряде случаев приводит к нарушению двусторонних соглашений о защите капиталовложений со странами ЕС.
Мы считаем, что меры, принимаемые в рамках планов по либерализации какого-либо сектора, должны устранять существующие ограничения, а не возводить новые барьеры для выхода на рынок и осуществления деятельности. Исходя из этого мы стараемся использовать все возможные способы найти взаимоприемлемое решение, в том числе применяем для этого такой важный инструмент, как энергодиалог.
Однако этим его деятельность не ограничивается. Энергодиалог успешно продвигается на разных направлениях. Осуществляется разработка «дорожной карты» сотрудничества России и ЕС в сфере энергетики до 2050 года, цель которой – гармонизация энергетических сценариев России и ЕС на стратегическую перспективу. Стороны сотрудничают в совершенствовании правовой базы энергетического сотрудничества и поддержке деятельности компаний.
– Какие еще сложности имеются в реализации программы?
– На сегодняшний день есть некоторые затруднения с транспортным диалогом. Европейская сторона приостановила сотрудничество в транспортной сфере, в том числе в рамках «Партнерства». Причина заключается в том, что стороны не могут прийти к договоренностям в вопросах использования европейскими авиаперевозчиками транссибирских маршрутов и включения авиации в европейскую систему торговли квотами на выбросы парниковых газов.
Нам не совсем понятна эта позиция ЕС. Мы считаем неправильным полностью увязывать взаимовыгодную работу в рамках «Партнерства для модернизации» с другими проблемами, решение которых целесообразно искать в других форматах.
– Вам не кажется, что стороны по-разному расставляют приоритеты в «Партнерстве». Если Россия больше заинтересована в технологическом сотрудничестве, то ЕС упирает на «модернизацию» политическую?
– Несомненно, каждая сторона старается развивать инициативу исходя из своих приоритетных задач. Однако речь не идет о том, что каждая сторона пытается тянуть одеяло на себя. Партнерство строится на взаимовыгодном сотрудничестве как в экономической, так и политической сфере. Цели, которые они ставят перед собой и которые фиксируются в рабочем плане, согласовываются обеими сторонами. Евросоюз заинтересован в стабильном экономическом развитии России. Точно так же Россия заинтересована в участии во многих проектах, модернизирующих политическую систему.
– Мешает ли реализации программы кризис в зоне евро?
– Кризис в зоне евро может снизить склонность европейской стороны к финансированию некоторых проектов в рамках «Партнерства для модернизации». Однако поскольку инициатива реализуется на основе софинансирования, мы рассчитываем, что в этом случае возможные затруднения будут преодолены. В целом мы рассчитываем, что кризис еврозоны не нанесет существенного вреда нашему «Партнерству». ЕС по-прежнему, даже несмотря на кризис, занимает передовые позиции с точки зрения мировой экономики.