За первый месяц работы портала по защите прав потребителей Роспотребнадзора его посетили более 80 тысяч человек, сообщили "РГ" в ведомстве.
Всего служба выделяет три группы нарушений при проверках продуктов питания. Помимо фальсификата - это микробиологические и химические загрязнения. Например, кишечная палочка в мясе или остатки пестицидов на яблоке. На портале встречаются чаще всего эти нарушения, хотя Роспотребнадзор и некоторые организации, занимающиеся самостоятельными тестами, выявляют и другие. Например, АНО Российский институт потребительских испытаний проверяет продукты еще и на правильность маркировки.
Самостоятельно делать подобные исследования довольно накладно. В подавляющем большинстве лабораторий цены нужно узнавать, так как все зависит от необходимых анализов и самого продукта. Средняя стоимость исследования глазированного сырка по микробиологическим показателям (например, на наличие патогенных микроорганизмов, бактерий группы кишечной палочки и другое) в нескольких лабораториях, куда позвонил корреспондент "РГ", около 2 тысяч рублей. Проверить овощи на пестициды - от 1,5 до 3 тысяч рублей, в зависимости от культуры.
Теперь любой желающий может увидеть результат каждой проверки, закончившейся выявлением нарушений. Роспотребнадзор данные о нарушениях производителей пищевой продукции в таком виде ранее не публиковал. На момент сдачи материала на портале было опубликовано более 800 наименований продукции, не соответствующей обязательным требованиям, и список постоянно пополняется. Основная часть касается молочной продукции, проблема с фальсификацией которой стоит достаточно остро. Производители тут и там используют пальмовое масло, часто "забывая" указать об этом на упаковке.
В пресс-службе Роспотребнадзора указывают, что задача этого списка - проинформировать потребителя и закупщиков о продукции, не соответствующей требованиям качества и безопасности, а не устраивать публичную порку производителей. Такая работа позволяет в спокойном режиме менять ситуацию в лучшую сторону, тогда как вывешивание недобросовестных производителей на позорном столбе, чем грешат некоторые общественные организации, приводит потребителя к излишней подозрительности, чаще необоснованной, ко всем продуктам питания.
Весь этот месяц ресурс совершенствовался. Например, после поступивших от экспертов предложений появился раздел "Судебная практика". И теперь потребители могут использовать уже принятые судебные решения для отстаивания своих интересов. Правда, пользоваться им пока не слишком удобно. Из информации в заголовках - только номер дела, две даты (поступления в суд и вынесения решения), и результат рассмотрения. А чтобы узнать, в чем суть дела, нужно открывать каждый документ. Все данные об истце и ответчике либо стерты, либо представлены в виде многоточий. "Закон о защите персональных данных обязывает", - объясняют в ведомстве.
Самый популярный раздел - справочник потребителя. Там есть памятки, охватывающие многие ситуации, с которыми потребитель сталкивается чуть ли не ежедневно, образцы написания претензий и исковых заявлений в адрес продавцов и производителей, ответы на часто задаваемые вопросы.
"РГ" поинтересовалась, куда нести, например, некачественный сырок?
Делать анализы уже вскрытого сырка вряд ли кто-то возьмется, рассказала член правления Конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Диана Сорк. Проверять будут запечатанный продукт, куда не могло попасть что-либо извне. Так что, отравившись едой, нужно либо нести в лабораторию запечатанный образец той же партии, либо писать жалобу в Роспотребнадзор. Тогда служба, с ведома прокуратуры, сможет проверить подозрительную партию.
Продажа товаров, особенно скоропортящихся, - сложный процесс. Проблемы могут возникать на любом этапе. Не достаточно произвести качественный и безопасный продукт, нужно еще его правильно доставить, хранить и продавать, должны быть соблюдены условия транспортировки и хранения, замечает заместитель руководителя Роскачества Илья Лоевский.
Если продукт был произведен по всем нормам, но из-за нарушений температурного режима испортился, кто в этом виноват? Сейчас идет работа над тем, как отследить движение товара "от поля до полки". При тестировании возможно определить, имеем ли мы дело с некачественным товаром или не соблюдены условия транспортировки и хранения. Потребитель должен быть уверен, в том, что продукт, купленный в магазине, является как минимум безопасным. Безопасность пищи - сфера ответственности контрольно-надзорных органов. "И вопреки распространенному мнению, у нас ситуация в этой сфере обстоит вполне неплохо", - уверяет Лоевский.