К 30 сентября Росстандарту рекомендовано направить в Правительство предложения о проведении внеплановых проверок производителей и импортёров детских автокресел и удерживающих устройств. А к 15 октября ведомству совместно с Минпромторгом, ФТС, Росаккредитацией и Роспотребнадзором предстоит продумать механизм прекращения производства и импорта некачественных детских кресел, выявленных в ходе контрольных мероприятий. Такие рекомендации дал министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов по итогам совещания, посвящённого безопасности детей в автомобиле. Среди других указаний — проработать возможности использования средств материнского капитала на покупку детских удерживающих устройств и создания реестра добросовестных производителей, разработать механизм отзыва с рынка некачественной продукции, подготовить профилактические и просветительские материалы.
По озвученным ранее данным экспертного центра «Движение без опасности», 80% детских автокресел, ввезённых в Россию в 2015 году, было импортировано из КНР, по итогам рейдов было выявлено, что большая их часть представляет собой некачественный товар. Сертификаты на детские кресла при этом нередко бывают просроченными, а выдавшие эти сертификаты организации невозможно найти по указанным адресам. По данным Минпромторга, обязательным требованиям безопасности не соответствует более 90% продаваемой в России продукции.
Необходимо подготовить предложения относительно работы с оборотом на рынке сертификации, в том числе в части проблемных аккредитованных организаций, которые выдают сертификаты. Также надо подготовить методические рекомендации, предложения по обязательным требованиям к информационному сопровождению в точках продаж автокресел, в том числе в интернете. Отдельно необходимо рассмотреть вопрос работы наших контрольных органов по профилактике и пресечению оборота удерживающих средств, которые продаются без надлежащего разрешения», — говорит Михаил Абызов.
Министр рекомендовал Минпромторгу, Росаккредитации, Росстандарту и Роспотребнадзору до 30 сентября подготовить проект программы обеспечения поэтапного доступа на российский рынок качественных, сертифицированных детских удерживающих устройств и предусмотреть мероприятия по мониторингу организаций, которые выдают сертификаты. Также к середине осени профильные ведомства — Минпромторг, Росаккредитация и Росстандарт — должны продумать, как взаимодействовать в части анализа сертификатов и профилактики оборота несертифицированных устройств. Речь идёт, в том числе, о прекращении действия сертификатов, которые были выданы организациями, не имеющими аккредитации, а также о механизме отзыва продукции с поддельными и просроченными сертификатами.
Отличать сертифицированные детские кресла от несертифицированных при осуществлении контроля в магазинах и на дорогах сотрудникам органов внутренних дел должны помочь метод рекомендации. Их рекомендовано разработать до 15 октября при участии Минпромторга, Росаккредитации, Росстандарта и МВД.
Ряд рекомендаций касаются повышения информированности покупателей детских кресел о том, как выбрать качественный товар. Так, Минпромторгу и Роспотребнадзору необходимо подумать об обязательном размещении пояснительной информации в точках продаж и в сети Интернет и представить соответствующие предложения к концу сентября. В помощь родителям предложено проработать вопрос создания реестра производителей детских автокресел, отвечающих международным и российским стандартам качества. Этим займутся Минпромторг, Минэкономразвития и Роспотребнадзор. А Минтруду рекомендовано уже к 15 сентября совместно с заинтересованными госорганами проработать возможность использования средств материнского капитала на покупку детских удерживающих устройств для детей до 1 года. Согласно исследованию, которое проводилось экспертным центром совместно с ВЦИОМ, только 10% граждан готовы потратить на детское автокресло более 5 тыс. рублей, в то время как качественное кресло, которое действительно может спасти ребёнку жизнь в случае ДТП, стоит не менее 7,5 тыс. рублей.
По мнению экспертов Открытого правительства, одной из причин детского травматизма при ДТП является то, что действующее законодательство разрешает при перевозке детей до 12 лет в автомобиле использовать не только детские удерживающие устройства, но и «иные средства», позволяющие пристегнуть ребёнка. МВД уже подготовило поправки в Правила дорожного движения, согласно которым безопасность детей до 7 лет в автомобиле должна обеспечиваться исключительно детскими удерживающими устройствами. Постановление планируется принять в ноябре этого года. Михаил Абызов поручил департаменту Правительства РФ по формированию системы «Открытое правительство» совместно с МВД направить письмо в Минюст с просьбой ускорить подготовку заключения на проект постановления.