Республика Татарстан, Омская и Воронежская области вошли в тройку лидеров рейтинга глав регионов по уровню содействия развитию конкуренции по итогам 2016 года. Замыкают рейтинг Тува, Тверская и Кировская области. Рейтинг представляет независимую оценку качества выстроенной губернаторами и их командами системы по содействию развитию конкуренции и качества проделанной работы в этой области.
Оценка глав регионов по уровню содействия развитию конкуренции прошла во второй раз. Рейтинг подготовлен Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации, данные для него представляли регионы, согласовывая с Агентством стратегических инициатив.
В 2016 году в рейтинге представлены все регионы, в то время как в 2015 году его участниками стали 82 из 85 субъектов. По итогам рейтингования за 2016 год наиболее высокие оценки уровня содействия развитию конкуренции получили Республика Татарстан, Омская, Воронежская, Московская области и Чувашия. Наиболее низкие оценки получили Республика Тыва, Тверская и Кировская области.
Какое содействие развитию конкуренции оказывают региональные власти, как исполняются положения соответствующего стандарта, с какими трудностями сталкиваются регионы – эти и другие вопросы обсудили участники семинара, который прошел в Аналитическом центре.
Главное, для чего нужен рейтинг, - помочь регионам в развитии конкуренции, считают его составители. При этом важно, чтобы власти не просто формально выполняли положения стандарта, а переходили к выявлению и продвижению лучших практик, стремились к тому, чтобы проводимые мероприятия имели положительный эффект. Выполнить положения стандарта несложно, считают эксперты. Это, по сути, пошаговая работа, и большинство с ней справляются. В будущем методика оценки регионов в рамках рейтинга может поменяться – основное внимание будет уделяться не формальному выполнению показателей, а качеству и положительным эффектам проведенных мероприятий.
Тем не менее, по результатам рейтинга за 2016 год эксперты отмечают сохранение в регионах проблем с внедрением стандарта. «Анализ продемонстрировал, что в целом в отчетном периоде основные сложности и недочеты, с которыми сталкивались регионы при внедрении стандарта в 2015 году, сохранились», - признают эксперты. Сохраняются недочеты в формировании дорожных карт, отмечается отсутствие фактического внедрения механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий.
Однако есть и положительные изменения. Например, уже 75 субъектов повышают качество местного самоуправления с помощью обучения. Увеличилось и число регионов, которые предоставили для анализа информацию о создании рейтинга муниципальных образований по содействию развитию конкуренции и по обеспечению условий для благоприятного инвестиционного климата. Регионы стали активнее содействовать раскрытию информации о деятельности субъектов естественных монополий, а также проводить мониторинг их деятельности. Это один из самых сложных механизмов стандарта, отмечают эксперты.
Напомним, что реализация положений стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации началась в 2015 году. Стандарт является одним из ключевых инструментов для формирования и реализации конкурентной политики на региональном уровне. Он представляет собой пошаговую инструкцию для органов исполнительной власти в части выработки механизмов реализации данной политики. Деятельность по содействию развитию конкуренции на основе стандарта учитывается при оценке эффективности деятельности глав регионов и региональных органов исполнительной власти.