В России разработан и утвержден государственный отраслевой стандарт, определяющий требования к деятельности горнолыжных комплексов, рассказали в пресс-службе АО "Курорты Северного Кавказа".
ГОСТ впервые был апробирован в зимнем сезоне 2015-2016 на площадках ВТРК "Архыз" и ВТРК "Эльбрус". По итогам тестового внедрения положения стандарта были доработаны. С 1 января 2017 года национальный стандарт начнет действовать на всей территории РФ и будет рекомендован к учету при организации деятельности отечественных горнолыжных комплексов.
Разработчиками государственного стандарта ГОСТ Р 55881-2016 "Туристские услуги. Общие требования к деятельности горнолыжных комплексов" выступили АО "КСК", Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации, ООО "Росинжиниринг Эксплуатация", Союз горнолыжной индустрии, АНО "Союзэкспертиза" Торгово-промышленной палаты РФ при поддержке департамента туризма и региональной политики Минкультуры РФ.
Как пояснили в АО "КСК", цель нового стандарта — закрепить основные правила создания и эксплуатации современного горнолыжного комплекса, предоставляющего услуги всесезонного отдыха различным категориям туристов.
"Большое внимание при разработке ГОСТа уделено требованиям к организации безопасного пребывания посетителей на территории курорта в целом и горнолыжных склонах в частности, от оценки метеоусловий в зоне катания до контроля уровня квалификации службы спасения на трассах. Таким образом, для туристов соответствие того или иного российского горнолыжного курорта требованиям стандарта станет гарантией их безопасного отдыха и высокого качества оказываемых услуг", — пояснил глава АО "Курорты Северного Кавказа" Олег Горчев.
Стандарт устанавливает типовые пакеты базовых услуг горнолыжных комплексов, определяет технические и организационные условия оказания каждого вида услуг, включая требования к безопасности. В нем также закреплены общие требования к формированию структуры управления, подготовке производственной деятельности по оказанию услуг, ведению экономической, маркетинговой, коммерческой и операционной деятельности горнолыжного комплекса.
"В настоящее время в России стандартизация туристских услуг, предоставляемых горнолыжными комплексами, является добровольной инициативой. Однако, учитывая закрепленные в ГОСТе жизненно важные правила по обеспечению безопасного пребывания туристов, соблюдение требований к деятельности горнолыжных комплексов должно стать нормой для всех отечественных зон отдыха", — уточнил Олег Горчев.
Он также отметил, что АО "КСК" уже учитывает положения ГОСТа в своей работе и после вступления документа в законную силу планирует получить сертификаты соответствия для курортов "Архыз" и "Эльбрус".
"Новшество принятого стандарта в том, что он учитывает предложения, представленные профессиональным сообществом. Мы переработали существовавший ранее ГОСТ, он принципиально поменялся, его концепция разработана профессионалами, которые сами работают в этой сфере. Это очень объемный документ, более ста страниц, и он включает требования как самим комплексам, так и к эксплуатации объектов, к информированию туристов, требования безопасности, правила поведения для посетителей и многое другое", — рассказала порталу "Интерфакс-Туризм" руководитель тематического направления по стандартизации услуг, заведующий отделом стандартизации и оценки соответствия услуг ОАО "ВНИИС" Елена Лежина.
Как отметил вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин, существование стандарта дает потребителю возможность оценивать качество, уровень инфраструктуры. "А бизнес может правильно выстраивать свою работу, имея критерий оценки качества, к которому надо стремиться. Вообще сейчас стандарты носят добровольный характер, и в этом есть некое противоречие: ведь все, что касается жизни и безопасности граждан, должно быть строго регламентировано. Думаю, что отдельные нормы стандарта нужно возводжить в ранг обязательных", — считает эксперт.