В Торгово-промышленной палате состоялся круглый стол, на котором обсуждались предлагаемые изменения в технический регламент Таможенного союза 013/2011, который устанавливает требования к топливу.
Вице-президент палаты Дмитрий Курочкин заявил, что ТПП РФ поддерживает главную цель этого круглого стола – с помощью технического регулирования нефтяной промышленности обеспечить насыщение рынка наших трех стран нефтепродуктами европейского качества. Нефтяная отрасль стран Таможенного союза развивается в очень непростых условиях. Сказываются накопившиеся проблемы в экономиках наших стран. При этом нефтяной рынок остается волатильным, а Россия, одна из крупнейших нефтедобывающих стран, не имеет никакой возможности влиять на ценообразование.
Говоря о технологическом уровне нефтеперерабатывающих предприятий, Дмитрий Курочкин отметил, что на сегодняшний день глубина переработки составляет около 71%, а это крайне низкий показатель.
Если говорить о технической оснащенности вторичного процесса, то нефтеперерабатывающие заводы в России вообще занимают 64-е место в мире, и ситуация не становится лучше. Несмотря на то, что в известном рейтинге Всемирного банка Россия перешла со 120-го на 112-е место, положение остается достаточно серьезным. Технологический уровень НПЗ довольно низкий, практически все крупные заводы были построены в прошлом веке. Последние два года правительство стремится улучшить ситуацию в этой отрасли. Активное участие принимает и комитет по энергетической стратегии и развитию ТЭК.
Дмитрий Курочкин обратил внимание и на положительные сдвиги в этой сфере. После подписания соглашения между нефтяными компаниями, Федеральной антимонопольной службой и Росстандартом, а также в результате усиления контроля со стороны Министерства энергетики заметно улучшилось качество моторного топлива, выпускаемого крупными НПЗ.
В последнее время ведется планомерная работа по совершенствованию в области технического регулирования. В ноябре 2012 года было подписано соглашение о принципах регулирования между Республикой Беларусь и Республикой Казахстан и Российской Федерацией. По этому соглашению стороны обеспечивают реализацию продукции согласно техническому регламенту на территории своих государств без применения дополнительных требований к продукции. «Сегодня не столь важно, как вырабатывается моторное топливо, какой технологией, самое главное безопасность для потребителей. В России есть 38 млн транспортных средств, более половины этого автопарка уже старше 10 лет и их техническое состояние не соответствует европейским нормам», – сказал Дмитрий Курочкин.
Председатель подкомитета по моторному топливу комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Наталья Шуляр отметила, что «в апреле встали на ремонт три крупных завода, и если бы не белорусские продукты, то ситуация была бы еще острее. Казахстан намерен ограничить импорт российских нефтепродуктов, хотя поставки достаточно серьезные. Самое сложное – положение о порядке внесения изменений в технический регламент, и идет этот процесс очень медленно».
Главный технолог Всероссийского научно-исследовательского института по переработке нефти Владимир Булатников считает, что никакого отношения к качеству регламенты не имеют. В то же время регламент четко разделил продукцию, идущую в народное хозяйство, и продукцию оборонного значения.
Говоря о проблемах авиационной промышленности, он отметил, что почти 80% авиапарка нашей страны приходится на «боинги» и «эрбасы». Какие же топлива нормирует регламент? ТС-1, наше старое советское топливо, а также Jet A-1, производящееся по американскому стандарту. При этом топливо марки RDF, которым можно заправлять и «боинги», и «эрбасы», в регламент не вошло. Это значит, что заводы самарской и башкирской группы, которые перерабатывают высокосернистую нефть и делают ТС-1 и Jet A-1, могли бы делать и RDF, но его у них не берут, так как его нет в регламенте. По результатам заседания были сформулированы поправки в регламент.