На протяжении последних лет причинами производственного травматизма являются: высокая степень изношенности оборудования, массовое применение устаревших технологий, машин и оборудования с конструктивными недостатками, нежелание работодателей финансировать соответствующие профилактические мероприятия, низкая технологическая и трудовая дисциплина.
Органы государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления не на должном уровне осуществляют государственное управление в области охраны труда и промышленной безопасности, недостаточно финансируют мероприятия, направленные на предупреждение и снижение уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В ряде регионов органы исполнительной власти не приняли территориальные целевые программы, предусматривающие мероприятия по улучшению условий и охраны труда и промышленной безопасности, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Отсутствуют должное взаимодействие и координация региональных органов государственной власти с работодателями и их объединениями, профсоюзами в сфере безопасности и охраны труда. В результате не все региональные органы исполнительной власти имеют полные и достоверные сведения о количестве происшедших несчастных случаев на производстве, об уровне производственного травматизма и профессиональных заболеваний, не всегда принимают участие в расследовании несчастных случаев.
Во многих субъектах Федерации работодатели не соблюдают требования закона в части финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предупреждения профессиональных заболеваний. В целях экономии средств на многих предприятиях не созданы либо сокращены службы охраны труда.
Не во всех организациях работодатели организовали работу по проведению обязательных медицинских осмотров (обследований).
На предприятиях и в организациях не всегда проводится первичный инструктаж, в результате чего к эксплуатации сложных производственных механизмов и оборудования допускается необученный персонал, в том числе не прошедший соответствующую стажировку.
Не соблюдаются работодателями положения закона об обязательном обучении и профессиональной подготовке работников в области охраны труда. Многие занятые на вредных производствах работники не обеспечиваются средствами индивидуальной защиты, спецодеждой и обувью.
Повсеместно работодатели допускали нарушения при организации учёта и расследовании несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками. Зачастую не соблюдаются порядок и сроки их расследования. По требованию прокуроров нарушения закона устранены.
В 2011 г. органы прокуратуры выявили более 160 тыс. нарушений законодательства об охране труда, на незаконные правовые акты принесено 3,4 тыс. протестов, в целях устранения допущенных нарушений внесено 18,3 тыс. представлений, по результатам рассмотрения свыше 19 тыс. виновных должностных лица привлечено к дисциплинарной ответственности, объявлено 1,1 тыс. предостережений о недопустимости нарушений закона. По постановлениям прокуроров наказано в административном порядке 17,2 тыс. человек, из них дисквалифицировано – 19.
В интересах граждан в суды направлено около 23 тыс. исков и заявлений. Часто обращались в суды за защитой прав работников на безопасные условия труда органы прокуратуры Камчатского и Ставропольского краев, Липецкой, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Омской областей и ряд других регионов.
По каждому факту несчастного случая на производстве прокурорами принимались меры прокурорского реагирования. На основании материалов прокурорских проверок органами дознания и следствия по фактам причинения работникам вреда возбуждено 141 уголовное дело.
Генеральная прокуратура Российской Федерации поручила прокурорам субъектов Российской Федерации активизировать прокурорский надзор за соблюдением прав граждан на безопасные условия труда.