Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и Европейская Экономическая комиссия ООН провели Международный семинар «Использование сельскохозяйственных стандартов качества, как инструмента повышения качества и конкурентоспособности пищевых продуктов».
В семинаре приняли участие: международные эксперты - специалисты по сельскохозяйственным
стандартам качества ЕЭК ООН, Швейцарии, Швеции, Германии, Южно-Африканской Республики;
представители Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Украины.
От России в международном семинаре участвовали представители Росстандарта в лице заместителя Председателя А.В. Зажигалкина и зам.нач.Управления О.Ф.Костылевой, Минсельхоза России, администрации Краснодарского края, Государственной инспекции по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия гор. Москвы, Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю, Комиссии таможенного союза, ФГУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» представителей бизнеса, испытательных лабораторий, органов по сертификации, экспертов по плодоовощной продукции.
Всего в семинаре приняли участие 65 человек.
В ходе семинара были сделаны доклады, со стороны Российской Федерации – Росстандарт (А.В. Зажигалкин, О.Ф. Костылева), Минсельхоза России, Администрации Краснодарского края.
Со стороны международных экспертов были сделаны доклады по системам контроля качества в Германии, Южно-Африканской Республике, по общим требованиям к экспорту свежих фруктов и овощей в ЕС. Проведены практические занятия по контролю качества плодоовощной продукции.
По результатам проведения семинара и обсуждения вопросов контроля качества плодоовощной продукции разработаны рекомендации, согласно которым было установлено, что использование в странах СНГ международно-согласованных стандартов торгового качества способствовало бы единому толкованию торгового контроля качества свежих фруктов и овощей, препятствовало бы возникновению технических барьеров в торговле и эффективно защищало бы рынки от недоброкачественной продукции. Обязательность применения стандартов торгового качества также гарантировало бы поступление в продажу безопасной и качественной продукции.
Для внедрения сельскохозяйственных стандартов качества необходима правовая и техническая инфраструктура, которая в странах СНГ могла бы быть создана на основе требований технического регламента ЕвразЭС «О безопасности сельскохозяйственной продукции», разработка которого предусмотрена Программой разработки технических регламентов. При разработке проекта технического регламента рекомендуется использовать следующие постановления Евросоюза :
• Постановление Совета (EC) No 1234/2007, устанавливающее единую организацию сельскохозяйственных рынков
• Постановление Комиссии (EC) No 1580/2007, определяющее правила реализации Постановления Совета (EC) No 1234/2007 в отношении сектора фруктов и овощей.
Постановление Совета (EC) No 1234/2007 задает общие правовые рамки, которые не подлежат частому изменению. Правила реализации общих правовых норм, определенные в Постановлении Комиссии (EC) No 1580/2007, представляют собой значительно более гибкий правовой документ, включающий в себя тексты стандартов и процедуры их обновления. Распространение информации о стандартах торгового качества и их продвижение на национальном уровне, особенно среди малых сельхозпроизводителей, является ключевым аспектом внедрения этих стандартов. Совещания и семинары, проводимые в рамках международных организаций, помогают устанавливать контакты, которые способствуют обмену информацией и опытом по вопросам интерпретации и практического применения стандартов.
Следует также отметить, что во многих странах мира эффективно действует контроль качества сельскохозяйственной продукции на соответствие требованиям стандартов торгового качества, при этом информация о проводимых проверках качества сельскохозяйственной продукции используется для анализа рисков и надежности поставщиков сельскохозяйственной продукции. Создание аналогичной системы контроля качества в странах Таможенного союза (Белоруссия, Казахстан, Россия), ЕврАзЭС и СНГ полностью соответствовало бы требованиям ВТО и не создавало бы технических барьеров в торг