Качеством оказания медицинских услуг в ЕАО недовольны более 80% жителей

eaoБолее 80% жителей Еврейской автономной области недовольны качеством оказания медицинских услуг в регионе. О проблемах в сфере здравоохранения и путях их решения рассказал спикер Заксобрания области Анатолий Тихомиров. В интервью корреспонденту газеты "Биробиджанская звезда" Виктору Антонову председатель регионального парламента высказал свое мнение о модернизации системы здравоохранения ЕАО, кадровых и других проблемах в этой сфере.

- Анатолий Федорович, в апреле на уровне заместителя председателя правительства ЕАО Ирины Пинчук и руководителя ТФОМСа состоялось рабочее совещание с главными врачами больниц, на котором обсуждались вопросы создания единых лабораторных служб. По итогам этого совещания был оформлен протокол, который поступил в Законодательное собрание. Каковы главные итоги совещания, согласно этому документу, и почему он был направлен депутатам? Какие шаги Вы с коллегами собираетесь предпринять?

- В соответствии с планом работы Законодательного собрания в феврале прошли депутатские слушания о перспективах развития здравоохранения. Как известно, с этого года вся система здравоохранения перешла с уровня муниципалитетов под областное управление. Естественно, депутаты хотели разобраться: а что собственно мы принимаем на областной уровень? На слушаниях присутствовали также представители поселений, медработники. Возможность изложить свою точку зрения была у всех, и все были выслушаны.

По итогам слушаний было принято 14 рекомендаций – Законодательному собранию, правительству области, органам управления здравоохранения. Они были опубликованы в областной газете. Документ предусматривает, что окончательное решение по всем пунктам должно быть принято к 1 июля 2012 года. Среди рекомендаций была и такая: правительству области совместно с территориальным Фондом обязательного медстрахования рассмотреть вопрос о целесообразности создания централизованной лабораторной службы, в том числе бактериологической лаборатории.

Что касается лабораторий, то могу сообщить, что решение уже принято: на базе областной больницы будет организована оснащенная современным оборудованием лаборатория для оказания экстренной помощи больным. Задача депутатского корпуса в том, чтобы при утверждении бюджета ТФОМСа заложить в него деньги на финансирование лаборатории. Решение о создании централизованной бактериологической лаборатории отложено в связи с тем, что пока мы не сможем найти в бюджете области средства на эти цели. Вопрос о создании токсикологического центра на базе областной инфекционной больницы и увеличении числа коек в ее реанимационном отделении будет решен в 2013 году.

- Идея централизованной клинической лабораторной службы негативно встречается врачами. Это стало ясно из их высказываний на медсовете, который прошел в областной больнице. Почему у профессионалов такая реакция, как Вы считаете?

- Лично я всегда был против абсолютной централизации такой службы. Районы не должны зависеть во всем от центра. Отдаленность районных учреждений здравоохранения от централизованной лаборатории неминуемо скажется на времени, которое потребуется для доставки биологического материала на анализ, и это, вероятнее всего, вызовет удорожание анализа, "съедая" экономию на централизации, и однозначно повлияет на качество оказания медицинской помощи. Еще раз хочу подчеркнуть – о единой централизованной лаборатории на всю область речь не идет, лабораторные службы будут работать во всех лечебных учреждениях районов автономии, в кожвендиспансере, в областной больнице. ООО "Тафи-диагностика" будет работать как одна из лабораторий, действующих на территории области.

- Общим уровнем медицинской помощи сегодня часто недовольны не только пациенты государственных медучреждений, но и сами врачи. Как Вы считаете, чем это вызвано?

- 10 лет назад, по социологическим опросам, неудовлетворенность качеством медицинской помощи выражали 39% жителей областного центра. Мы считали, что это много. Сегодня соцопросы дают показатель 82%!

При этом следует учесть, что на 95% уровень медпомощи в Биробиджане определяется областной больницей и ее поликлиникой. Это понятно: большинство жителей города обращается туда, в "область" также направляют пациентов на лечение и обследование из районов. Частные медицинские центры далеко не определяют общего уровня здравоохранения. Полагаю, у врачей должны возникнуть серьезные вопросы к себе и к своим коллегам.

В здравоохранении области работают около 5 тысяч человек. Большинство медучреждений — государственные. И за то, что там происходит, ответственность несет каждая из ветвей власти и на любом уровне. Но серьезную долю ответственности должны взять на себя и руководители областных лечебных учреждений: качество медпомощи — это их первейшая забота!

- Как Вы уже говорили, с января все муниципальные учреждения здравоохранения перешли на уровень области, значит, система стала единой. Времени прошло немного, но все же: что-то изменилось для пациентов и медиков?

- Судя по отзывам людей, а я и мои коллеги встречаются с ними часто, стало хуже. На этом этапе перехода, подчеркиваю. Управление здравоохранения области пока не взяло бразды правления в свои руки: уже пятый месяц работы в новых условиях, а во многих лечебно-профилактических учреждениях руководства из области еще не видели.

- Но Вы же сами говорите: так дело обстоит на данном новом этапе...

- А нового тут и нет — подобная система существовала в начале 90-х годов, она досталась в наследство от советских времен, когда все здравоохранение было государственным. Представители областного управления здравоохранения тогда каждую неделю бывали в ЦРБ, на отдельных ФАПах, решали проблемы с руководителями районов. И сегодня для того, чтобы система заработала, нужно наладить контакт между управлением здравоохранения и администрацией района. Только объединив усилия, мы сможем решить проблему модернизации здравоохранения и добиться реального улучшения качества оказания медицинской помощи населению.

- А что сегодня можно решить на уровне района? Полномочия-то в этой сфере с муниципалитетов сняты.

- На мой взгляд, отделов здравоохранения в районах сегодня априори не должно быть: это управляющая структура, а предмета управления у них больше нет. Но должен быть профессионал в администрации, который будет вопросы здравоохранения координировать с областью. Из центра невозможно мгновенно реагировать на ситуацию на местах: ЦРБ или ФАП за 200-300 км от Биробиджана. Да и с главы района ответственности за благополучие населения, в том числе и за его здоровье, никто не снимал!

- Специалисты считают, что многих проблем в здравоохранении можно было бы избежать, выстроив более эффективную модель управления. Как Вы считаете, возможен на региональном уровне такой подход: директор больницы – хозяйственник, а главный врач – заведующий лечебной работой и подбором врачебных кадров? Как в муниципалитетах некоторых городов: мэр и наемный сити-менеджер.

- Этот вопрос обсуждался ещё в 90-е годы, и не раз, и был сделан вывод, что так прямолинейно поступать в сфере здравоохранения нельзя. Если в больнице появляется директор-менеджер — финансы уходят под управление к нему, и на какие цели затем они пойдут — неизвестно. У "чистого" управленца свой взгляд на затраты, и есть риск, что на медицину тогда мало что останется. И ситуация между директором больницы и главным врачом складывается заведомо конфликтная: главврач в этом случае не будет "вторым директором", а лишь заместителем по лечебной работе.

Опробована в мире и крупных российских регионах другая схема: есть областная больница, при ней создается муниципальное предприятие, которое полностью берет на себя вопросы хозяйственного обеспечения. А главный врач становится действительно главным ВРАЧОМ — занимается вопросами здравоохранения и только заключает договор с этим предприятием на техническое обслуживание больницы. В этом направлении, считаю, надо двигаться: медики должны лечить, главный врач не должен "вырываться" из медицины — лишних у нас нет!

- "Сверху" постоянно идут реформы, а на местах работать по-прежнему некому. Недавно Ваши коллеги приняли закон ЕАО о привлечении на работу в область врачей, в том числе имеющих высокую квалификацию. Аналогичный закон готовится для сельских фельдшеров. По "подъемным" фактически их в ЕАО приравняют к врачам! Реально этим законом уже воспользовался кто-то?

- Я и мои коллеги встречались с выпускниками нашего медколледжа. К сожалению, ни один из руководителей лечебных учреждений ЕАО к ним не приехал, чтобы пригласить на работу. А между тем девять ФАПов - без фельдшеров. Аналогичная ситуация была и с отбором врачей в медвузах. Сейчас переговоры с опытными врачами, готовыми приехать к нам в область, ведутся. Также приглашаются выпускники медицинских вузов, которые смогут приехать к нам осенью. В Биробиджане на улице Осенней начнется строительство жилого дома специально для медиков. Область заключила соглашение с федеральным Министерством здравоохранения и социального развития о включении ЕАО в программу, в соответствии с которой врачи-специалисты, переехавшие на работу в сельскую местность, получат по 1 млн рублей. Когда такое было ранее?

Областной закон по поддержке медработников среднего звена в сельской местности принят в первом чтении, с 2013 года он начнет действовать. Помимо этих законов, работают и другие, создающие условия для закрепления медработников в области. Главное - все законы подкреплены финансово. Впервые по программе модернизации здравоохранения из федерального бюджета в область до конца 2012 года поступит около 600 млн рублей. Это огромные средства.

 

Выбрать язык

Russian English French German Italian Portuguese Spanish

Работаем с регионами!

regioni

от Калининграда до Сахалина

Праздники России

Главная Новости Качеством оказания медицинских услуг в ЕАО недовольны более 80% жителей