15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. Как говорят в этой связи эксперты, опрошенные DW, главную роль для россиян играет теперь не цена товара, а его качество. Директор Общенациональной Ассоциации генетической безопасности Елена Шаройкина считает, что растущий интерес к качеству продуктов питания связан с популяризацией социальных сетей.
Интернет как книга жалоб
Обманутые и разгневанные потребители стали использовать их и как площадку для обмена мнениями, и как жалобную книгу. Юрист межрегиональной общественной организации "Общественный контроль" Игорь Зверев объяснил это тем, что экспертиза продуктов питания стоит дороже самих продуктов.
В итоге люди не обращаются в суд, а рассказывают свои истории в Сети, получая своеобразную сатисфакцию и изобличая недобросовестных предпринимателей. Свою роль играют и СМИ, которые занимаются "просветительской работой", считает управляющий директор компании Business to Business Conference Group (BBCG) Алексей Филатов.
Продавцы контролируют производителей
По его словам, в отношении россиян к каждодневным покупкам проявляется стремление к новому качеству жизни. При этом они стали не только более серьезно и требовательно относиться к качеству продуктов, но и к тем, кто их продает, отмечает управляющий директор BBCG. Пристальное внимание со стороны потребителей в свою очередь заставляет крупных игроков на рынке продовольственных товаров следить за качеством продукции, реализуемой в их магазинах.
"Сегодня контроль за качеством товаров становится в современной российской сети самостоятельным и независимым процессом", - заявил Алексей Филатов. Система контроля, которая выстраивается сейчас в России, по словам эксперта, включает в себя проверку качества продуктов питания на этапе заключения соглашения с поставщиком, выборочный контроль при поступлении товаров на склад и выборочные лабораторные тесты в период реализации продукции в магазине.
Кроме того, по словам Филатова, в последние годы существенную роль в управлении качеством стали играть профессиональные ассоциации и объединения. В частности, отраслевые объединения производителей молока, хлеба, мяса регулярно ведут работу по мониторингу соответствия продуктов характеристикам, указанным на этикетке товара. "В моем понимании, это классический пример саморегулирования на российском рынке", - заявил Филатов в интервью DW.
4 уровня контроля качества
О том, как работает система контроля, DW рассказала директор по внешним связям сети супермаркетов "Дикси" Екатерина Куманина. Первый этап проверки качества продуктов ритейлер осуществляет непосредственно на предприятии производителя: проверяется сертификация, технологии, проводится оценка уровня производственного контроля. Дополнительные проверки, в том числе выездные, по словам Екатерины Куманиной, осуществляются и в дальнейшем в период сотрудничества.
На следующем этапе качество продуктов представители компании-продавца оценивают в распределительных центрах, куда товар попадает перед отправкой в магазины. Регулярно проводятся выборочные лабораторные исследования, а в некоторых случаях осуществляются даже тесты продуктов питания на уровне ДНК. Далее - контроль на уровне магазина и, конечно, потребительский контроль. С этой целью была открыта "горячая линия", предоставляющая покупателю возможность оставить свои отзывы.
Совершенству нет предела
Однако существующая система контроля хоть и хороша, но не совсем совершенна, утверждает директор ОАГБ Елена Шаройкина. Во время собственных проверок, которые эксперты ассоциации проводят с 2004 года, в различных продуктах как российских, так и зарубежных производителей, закупленных в центральных торговых сетях Москвы, находили кишечную палочку, стафилококк, токсин ботулизма, генетические модифицированные организмы (ГМО), запрещенные пищевые добавки и многое другое.
Проблема в том, что у государства не хватает ни сил, ни средств для обеспечения тотального контроля. В лабораториях ждут обращений от граждан, поскольку за исследование должен кто-то платить, говорит эксперт. Граждане, по словам адвоката Игоря Зверева, не хотят отдавать деньги за проведение экспертизы. Ведь анализ стоит дороже самого продукта. Поэтому некачественные товары по-прежнему остаются на прилавках.
С другой стороны, продавцы, которые сотрудничают с иностранными производителями, могут контролировать только внешний вид и сроки годности продуктов, поступающих из-за рубежа. Но они не могут требовать соблюдения более жестких российских ГОСТов. Поэтому, несмотря на систему контроля качества, выстроенную в крупных сетях, периодически вскрываются факты фальсификации.
В этой связи в ОАГБ предлагают свой вариант решения проблемы. Накануне Всемирного дня защиты прав потребителей было объявлено о начале кампании по сбору средств на организацию независимых исследований качества и безопасности пищевых продуктов. Таким образом можно будет проводить настоящий народный мониторинг рынка продуктов питания, считает Елена Шаройкина.