Коррупция или взяточничество порождает существенные риски для ведения бизнеса во многих странах и отраслях промышленности. Будь то незначительная взятка полицейскому с тем, чтобы не платить штраф за превышение скорости, или коммерческий подкуп с целью получения крупного контракта – системная коррупция негативно влияет на экономику и отталкивает инвесторов. Коррупция неразрывно связана с бедностью и социальным неравенством, кроме того, ее трудно искоренить.
Коррупция является скрытой проблемой – о ней не говорят открыто, тем не менее, коррупция распространена во многих странах мира. В ряде стран обычной практикой является подкуп должностных лиц. Хотя есть случаи добровольной дачи взяток, во многих случаях на бизнес, желающий получить контракт или разрешение, оказывается давление государственными служащими. Во многих странах «правила игры» не соответствуют требованиям этичного ведения бизнеса.
Большая политика
В начале нынешнего года надзорные органы США обязали одну из крупнейших международных ИТ-компаний выплатить штраф в размере 108 млн долларов США в рамках урегулирования коррупционного скандала, в котором были замешаны сотрудники филиалов компании из трех стран. Им было предъявлено обвинение в даче взяток государственным служащим с целью получения высокодоходных государственных контрактов. Была раскрыта коррупционная схема, касающаяся контрактов стоимостью 40 млн долларов США по установке ИТ-оборудования в полицейских участках, государственных юридических структурах и государственных нефтегазовых компаниях.
Это самый недавний пример в череде громких дел, оказавших влияние на восприятие коррупции в обществе. Однако это только вершина айсберга. Так, Ален Казановас (Alain Casanovas), партнер испанского филиала крупнейшей аудиторской, налоговой и консалтинговой компании KPMG, считает, что данные случаи оказали неоднозначное влияние на отношение к коррупции. Ведь теперь государственные органы и бизнес-сообщество вынуждены избавляться от «позорных пятен», на что потребуются дополнительные усилия.
Эти случаи также поднимают более широкий круг вопросов, касающихся ведения международными компаниями бизнеса за рубежом. Является ли такое поведение гораздо более распространенным среди международных компаний, чем об этом принято говорить? Существуют ли случаи взяточничества, оставшиеся без последствий? Существуют ли какие-либо решения по противодействию коррупции помимо ряда международных конвенций и национального антикоррупционного законодательства?
Мелкое взяточничество
Общепринят взгляд на взятку, как аморальный поступок, однако, по подсчетам Всемирного банка (World Bank) более 1 трлн долларов США (или 3% мирового ВВП) приходится на взятки. Зачастую на коррупцию смотрят как на неустранимую составляющую ведения бизнеса или как на вариант обхода бюрократических преград.
Более того, очевидно, что взяточничество может давать конкурентные преимущества. Исследования, проведенные Гарвардской школой бизнеса (Harvard Business School) показывают, что компании, внедрившие антикоррупционное законодательство, растут медленнее, чем те, кто этого не сделал, особенно в странах, где коррупция является нормой.
Размер взятки не имеет существенного значения. Согласно гарвардскому исследованию 35% взяток имеют размер менее 100000 долларов США, но они оказывают почти такой же эффект на конкуренцию, как и 16% взяток размером более 500 000 долларов США.
Растущие цифры
Согласно последнему годовому докладу компании «Транспэренси интернэшнл» (Transparency International; TI), несмотря на растущее количество судебных разбирательств с участием компаний и физических лиц, подкуп должностных лиц по-прежнему остается распространенной практикой во многих странах. Индекс восприятия коррупции 2013 показывает, что ряд государств Азии, Латинской Америки и Ближнего Востока по-прежнему не делают ничего, чтобы защитить свое население от злоупотреблений государственными средствами, взяточничества и непрозрачного принятия решений. В десятку стран с наиболее высокими показателями коррупции входят Сомали, Северная Корея и Афганистан.
Экономический ущерб
Сокрытие негативных явлений не является решением проблемы и не обеспечивает общественное доверие, если наносится экономический ущерб. По данным TI 27% из 3000 опрошенных бизнесменов сообщили, что потеряли бизнес из-за взяток со стороны конкурентов. Дополнительный ущерб для стран, организаций и физических лиц включает:
снижение темпов экономического роста;
отток инвестиций;
отчуждение и ограничение глобальных рынков;
подрыв экономической помощи;
взваливание экономического бремени на бедных;
снижение стандартов жизни населения.
Призыв к действию
«Транспэренси интернэшнл» является международной некоммерческой организацией со штаб-квартирой в Берлине (Германия), которая объединяет более 100 отделений во всем мире и работает с компаниями и бизнес-ассоциациями с целью продвижения принципов антикоррупционного поведения. Сьюзан Коте-Фриман (Susan C?t?-Freeman), возглавляющая в TI программу добросовестного бизнеса (Business Integrity Programme), разъясняет: «С помощью таких рекомендаций, как принципы ведения бизнеса для искоренения коррупции (Business Principles for Countering Bribery) мы пытаемся внедрить стандарты разработки и применения антикоррупционных действий».
«Мы выступаем за повышение прозрачности в корпоративном секторе, публикуя рейтинг прозрачности крупнейших мировых компаний, основанный на оценке в трех областях (антикоррупционные программы, организационная прозрачность и обмен отчетностью между странами). Это позволяет гражданам, инвесторам, сотрудникам и другим заинтересованным лицам привлекать компании к ответственности за противоправные действия».
В сфере законодательства был принят ряд международных конвенций, которые требуют от подписавших их стран считать взяточничество противоправным деянием и предпринимать эффективные меры по борьбе с ним. Особо важное международное значение имеет Конвенция ООН против коррупции и Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств в международных коммерческих операциях.
Большинство стран утвердило или усилило антикоррупционное законодательство, криминализирующее дачу и получение взяток организациями и физическими лицами. Все страны-члены ОЭСР сделали подкуп должностных лиц в других странах криминальным деянием.
Ответственность физических лиц может включать тюремное заключение, выплату штрафов, увольнение с работы. Ответственность организаций включает штрафы, запрет деятельности и аннулирование контрактов. Судебные органы во всем мире начали расследовать и преследовать компании и физических лиц за взяточничество.
Бизнес-этика
Изменили ли практику ведения бизнеса предпринятые антикоррупционные меры? Говорить об этом пока еще рано, однако во многих странах компании отрегулировали на изменения правил этичного ведения бизнеса и включили их в свои базовые ценности.
По словам председателя проектного комитета ISO/PC 278, разрабатывающего системы управления антикоррупционными мероприятиями, Нила Стенсбери (Neill Stansbury) одного хорошего законодательства и судебных преследований не достаточно, антикоррупционные меры все чаще рассматривают как важнейший аспект управления. «Эффективное управление в органах власти, компаниях и проектах может существенно снизить коррупцию. Тут должен применяться такой же подход, как и в управлении качеством и безопасностью».
Стенсбери отмечает, что многие компании демонстрируют интерес к новому тренду. «Ряд международных компаний отреагировал на изменения в законодательстве и нормах ведения бизнеса и внедрили в своих организациях системы управления антикоррупционными мероприятиями, во-первых, потому что это соответствует верным представлениям о морали, а во-вторых, чтобы защитить свою организацию и сотрудников от нарушений антикоррупционного законодательства».
Недостаточно внедрить средства управления только внутри организации. Этичный бизнес должен гарантировать то, что партнеры и поставщики также внедрили антикоррупционные мероприятия.
Система управления антикоррупционными мероприятиями
При решении вышеописанных задач может помочь стандарт на системы управления антикоррупционными мероприятиями. Это новая тема, которая в настоящий момент обретает практические формы в ИСО. Будущий стандарт ISO 37001 будет учитывать международную общепринятую антикоррупционную практику. Стандарт будет предназначен для организаций любых типов, размеров, видов деятельности государственного, частного и некоммерческого сектора.
Стандарт поможет внедрить рациональные и адекватные антикоррупционные мероприятия. Такие мероприятия включают ведущую роль руководства, обучение, оценку рисков, меры по обеспечению должной осмотрительности, финансовые и коммерческие средства управления, отчетность, аудиты и внутренние расследования. Будущий стандарт ISO 37001 разрабатывается в формате, аналогичном формату других стандартов на системы менеджмента (управления), таких как ISO 9001 и ISO 14001. Ожидается, что стандарт получит признание многих компаний и будет применяться аналогично другим успешным системам управления.
«Это важный шаг в борьбе с коррупцией в глобальном масштабе», - говорит Ален Казановас. «Современные принципы борьбы с коррупцией получат солидную поддержку благодаря первому настоящему стандарту с рекомендациями по созданию системы управления антикоррупционными мероприятиями. С появлением стандарта ISO 37001, который объединит в себе лучший международный антикоррупционный опыт, компании смогут применять одинаковые мероприятия по предупреждению и обнаружению взяточничества, независимо от страны, в которой они работают».
Гарантирует ли соблюдение этих рекомендаций искоренение коррупции? Абсолютную гарантию дать невозможно. Точно так же, как система управления безопасностью не обеспечивает 100-процентной гарантии отсутствия инцидентов. Однако, по мнению Стенсбери, соблюдение требований будущего стандарта позволит организациям, придерживающимся принципов этики в своей работе, продемонстрировать, что внедрены соответствующие мероприятия, направленные на противодействие коррупционных действий со стороны организации, ее посредников или в отношении организации.
Только время сможет дать оценку будущему стандарту ИСО и показать, будет ли он признан и популярен среди компаний. Однако работа по подготовке стандарта говорит нам о том, что восприятие взяточничества как нормы ведения бизнеса больше не является допустимой.