Новый ГОСТ безопасности билбордов и перетяжек, по мнению Торгово-промышленной палаты, оставит вне закона 90% рекламных конструкций в стране.
Торгово-промышленная палата (ТПП) России направила обращение первому вице-премьеру Игорю Шувалову с просьбой защитить рынок наружной рекламы в стране от введения запрета на размещение отвлекающих водителей билбордов и перетяжек. Письмо, подписанное президентом ТПП Сергеем Катыриным.
Бизнес выступает против подготовленных правительством поправок в Перечень национальных стандартов и сводов правил, который делает обязательным для исполнения ГОСТ (Р 52044-2003) с жесткими техническими требованиями к наружной рекламе. Согласно этому стандарту, рекламные щиты нельзя будет ставить в том числе непосредственно в близи от трасс, в радиусе 50 м от пешеходных переходов, в районе всех аварийно опасных участков дорог, на мостах и в туннелях, а также около остановок общественного транспорта.
Как поясняют в ТПП, новому ГОСТу «не соответствует порядка 90% наружной рекламы, установленной в РФ». В палате уверены, что поправки в перечень стандартов «сделают невозможным дальнейшее осуществление хозяйственной деятельности по размещению наружной рекламы, что приведет к полному сворачиванию данного рынка услуг».
Согласно ГОСТу, в целях безопасности дорожного движения в населенных пунктах нельзя устанавливать рекламные щиты в том числе на расстоянии менее 5 м от края дороги, на пешеходных переходах и перекрестках и в радиусе 50 м от них, на мостах и в туннелях, а также около этих сооружений (ближе 50 м), рядом с остановками общественного транспорта (ближе 25 м), на дорожных ограждениях, направляющих устройствах, деревьях и т.д.
ТПП просит Шувалова «предотвратить принятие необоснованных ограничительных мер» и оказать содействие в исключении упоминания ужесточающего ГОСТа из текста проекта.
По словам руководителя исследовательской компании в сфере наружной рекламы ЭСПАР Андрея Березкина, новые ужесточения могут «добить» рекламный рынок. По его словам, на сегодняшний день только в Москве насчитывается 10 тыс. рекламных конструкций, из которых 7 тыс. расположены на остановках Мосгортранса.
— Этот рынок и так сокращается примерно на 1 млрд в год, — пояснил Березкин. — Объем рынка наружной рекламы в столице на 2014 год составил 15 млрд рублей, в этом году, как ожидается, будет 14 млрд рублей.
В Санкт-Петербурге, по словам председателя комитета по рекламе питерской ТПП Кирилла Опарина, объем рекламного рынка составляет 5 млрд рублей.
При этом в организации «Деловая Россия», выступавшей одним из инициаторов введения ГОСТа, считают, что новая норма защитит автомобилистов.
— К нам поступает информация о том, сколько людей ежегодно погибает на дорогах в авариях, причины которых непосредственно связаны с рекламными конструкциями, — к примеру, водитель отвлекся на яркую рекламу или врезался в щит, — рассказал исполнительный секретарь отраслевого отделения по рекламе «Деловой России» Дмитрий Крючков. — В таких ДТП в стране за прошлый год погибли и пострадали более 300 человек.
По его словам, жесткие нормы по безопасности размещения наружной рекламы действуют во многих развитых странах.
— Нельзя сказать, что в Лондоне, Париже или Берлине мало рекламы, но вы нигде не встретите нависающих конструкций над проезжей частью дороги или на границах развязок, — привел пример Котов. — В США тоже довольно много рекламы, но при этом очень жесткие нормы ее размещения. В то же время в странах третьего мира мы как раз встречаем те случаи, когда реклама расположена где и как угодно, то есть совсем как у нас. Поэтому сделать нормы ГОСТа обязательными просто необходимо.
В пресс-службе Министерства строительства, принимавшего участие в подготовке проекта поправок в перечень национальных стандартов, рассказали, что документ также предписывает «наружке» и другие нормы.
— В частности, указывается, что конструкции средств наружной рекламы следует проектировать и устанавливать с учетом нагрузок и других воздействий и что они должны соответствовать строительным нормам и правилам, — пояснили в ведомстве. В Минстрое добавили, что «мероприятия по актуализации указанных сводов правил планируется завершить в 2016 году».
Между тем несколько лет назад ROMIR Monitoring провел исследование, где проанализировал влияние наружной рекламы на водителей и возможность создания аварийных ситуаций на дорогах, которые могли быть спровоцированы рекламными объектами. Исследование проходило в Москве и других городах.
По данным исследования, наружная реклама заняла 12-е место из 19 возможных, расположившись рядом с факторами, оказывающими наименьшее влияние на создание аварийной ситуации. По мнению опрошенных респондентов, ситуацию ДТП могут спровоцировать поведение пешехода, плохое качество дорожного покрытия, поведение других транспортных средств на дороге, а также собственное эмоциональное и физическое состояние. Лишь 7% опрошенных посчитали, что наружная реклама способна привести к возникновению аварий.