Эксперты государств СНГ обсудили перспективные направления и популяризацию работ по стандартизации
Очередная встреча представителей национальных органов по стандартизации государств СНГ прошла в рамках заседаний Научно-технической комиссии по стандартизации Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (НТКС МГС) и рабочей группы по организации деятельности межгосударственных технических комитетов по стандартизации. Мероприятия прошли в формате видеоконференции. В заседаниях приняли участие представители национальных органов по стандартизации, метрологии и сертификации Республики Азербайджан, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, а также Исполнительного комитета СНГ и Бюро по стандартам МГС. Российскую делегацию возглавил руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Антон Шалаев. В состав делегации от России также вошли представители Минпромторга России, центрального аппарата Росстандарта, ФГБУ «Российский институт стандартизации», ФБУ КВФ «Интерстандарт» и экспертного сообщества.
Среди главных тем мероприятий – рассмотрение предложений Российской Федерации о формировании новых межгосударственных технических комитетов «Сверхвысокочастотная и силовая электроника» и «Системы тревожной сигнализации и противокриминальной защиты», нашедших широкую поддержку среди участников.
Помимо этого, участники обсудили меры по популяризации стандартизации в СНГ – в том числе, развитие сотрудничества с издательством РИА «Стандарты и качество». В настоящее время планируется запуск пилотного выпуска журнала «Стандарты и качество в СНГ», который будет способствовать развитию профессионального сообщества и обмену опытом между национальными органами по стандартизации государств-участников СНГ. Издание станет объединяющей площадкой для публикации аналитических материалов, обзоров, экспертных комментариев и информации о деятельности Межгосударственного совета.
Также были рассмотрены вопросы выполнения Плана мероприятий по реализации Стратегии развития МГС на период до 2030 года. Начальник отдела научно-технического сотрудничества и инноваций департамента экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ Тимур Мансуров напомнил, что в конце сентября 2025 года главы государств участников СНГ утвердили План мероприятий по реализации второго этапа Стратегии экономического развития СНГ на период до 2030 года, который охватывает такие сферы сотрудничества, как взаимная торговля товарами и услугами, промышленность, топливно-энергетический комплекс, транспорт, связь и информатизация, агропромышленный комплекс, валютно-финансовая политика, рынок труда. Планом предусматриваются разработка и реализация совместных мер и конкретных проектов по поддержанию и расширению взаимовыгодных производственных кооперационных связей между предприятиями и технологически связанными производствами, поддержка инвестиционной и научной кооперации, обеспечение цифровизации национальной экономики, активизация сотрудничества в сфере инноваций, а также рост взаимной торговли товарами и услугами, для чего необходимо активная работа над межгосударственными стандартами.
Эксперты государств СНГ обсудили перспективные направления и популяризацию работ по стандартизации - Подробнее...
Минэкономразвития РФ: Россия представила странам АТЭС успешные управленческие практики
Страны из Азиатско-Тихоокеанского региона с особым интересом наблюдают за российскими регуляторными практиками, за системным подходом России в оказании мер финансовой и нефинансовой поддержки бизнесу.
Об этом заявил заместитель министра экономического развития России Владимир Ильичев по итогам встречи министров структурных реформ АТЭС, которая прошла в корейском городе Инчхоне.
Делегации из стран АТЭС подвели итоги реализации «Повестки структурных реформ» за пятилетний период и сформулировали стратегический план действий на 2026-2030 годы.
В качестве ближайших приоритетов сотрудничества участники объединения определили честную рыночную конкуренцию, создание благоприятных условий для предпринимательства, поощрение инноваций и цифровой трансформации и расширение участия всех групп населения в экономике.
«Повестка структурных реформ в АТЭС — это содержательная рамка для отчетности стран по приоритетным направлениям экономического развития, — отметил Владимир Ильичев. — Изначально члены АТЭС заявили индивидуальные планы действий, включавшие в сумме 141 инициативу. В этом году была задача отчитаться о достигнутом количественном и качественном прогрессе, чтобы определить дальнейшие ориентиры сотрудничества».
В российский отчёт вошли такие сферы экономики, как развитие инструментов оценки регуляторного воздействия и сокращение административной нагрузки, поддержка МСП и индивидуальной предпринимательской активности, развитие конкуренции, цифровая трансформация и переход к низкоуглеродной экономике. По словам российского замминистра, участники министерской встречи в Корее выразили высокий интерес к российскому опыту поддержки малых технологических компаний.
По данным Минэкономразвития России, в 2024 году суммарный доход 5,5 тысяч стартапов составил более 1 трлн рублей — что на 32,3% превышает показатель предыдущего года. Рост занятости в этот же период составил 7%.
«Такая динамика стала возможной благодаря отлаженной модели поддержки стартапов на всех циклах их роста — от поиска бизнес-идеи до выхода на новые рынки сбыта, — подчеркнул Владимир Ильичев. — Российский подход к формированию „реестровой модели“ поддержки стартапов страны АТЭС назвали эффективной управленческой практикой, которую в перспективе возможно тиражировать на другие страны региона».
Минэкономразвития РФ: Россия представила странам АТЭС успешные управленческие практики - Подробнее...
Принципы устойчивого цифрового развития в ИТ-секторе – по ГОСТу
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии утверждён национальный стандарт ГОСТ Р 72343-2025 «Устойчивое цифровое развитие. Общие положения, методика оценки воздействия продуктов информационно-коммуникационных технологий на устойчивое цифровое развитие». Его принятие стало важным шагом на пути формирования ответственной цифровой экономики и интеграции принципов устойчивого развития в ИТ-отрасль.
Стандарт устанавливает подходы и методику, позволяющие оценивать, как ИТ-продукты влияют на экологические, социальные и управленческие аспекты устойчивого развития. Он помогает организациям учитывать не только технологическую эффективность, но и устойчивость цифровых решений, обеспечивая баланс между инновациями, ответственным потреблением ресурсов и общественным благополучием.
Национальный стандарт по устойчивому цифровому развитию охватывает широкий спектр областей применения, что обусловило высокую степень его апробации на различных ИТ-продуктах. Документ поддерживает развитие нового направления в области цифровизации, оказывающего долгосрочное влияние на ИТ-сектор и экономику Российской Федерации. К не имеющему международных аналогов документу по стандартизации уже проявлен интерес со стороны национальных органов по стандартизации государств – участников БРИКС.
«Принятие национального стандарта по устойчивому цифровому развитию стало ответом на растущую потребность в системном подходе к оценке воздействия цифровых технологий на окружающую среду, общество и экономико-управленческую сферу. Новый стандарт стал первым в России и мире нормативным документом, который формирует общие принципы и критерии устойчивого цифрового развития. Он создаёт основу для того, чтобы технологии служили не только эффективности, но и долгосрочному благополучию общества», — прокомментировал генеральный директор Национального Альянса по вопросам устойчивого развития Андрей Шаронов.
Принципы устойчивого цифрового развития в ИТ-секторе – по ГОСТу - Подробнее...
Новые международные стандарты стартовых комплексов разработаны российскими экспертами
Международной организацией по стандартизации (ИСО) утверждены и опубликованы два новых международных стандарта в сфере стартовых комплексов, основанные на российских разработках. В обоих случаях разработчиками выступили эксперты технического комитета по стандартизации Росстандарта №321 «Ракетно-космическая техника».
Первый из них — ИСО 20892:2025 «Системы космические. Процесс модернизации стартовых комплексов. Общие требования» (ISO 20892:2025 Space systems — Launch complexes modernization process — General requirements) направлен на повышение экономической эффективности процессов модернизации стартовых комплексов, используемых при создании новых ракет-носителей, изменении технических характеристик объектов или их адаптации под новые задачи. Стандарт устанавливает единый подход к управлению процессами модернизации, включая подготовку, планирование и реализацию. Особое внимание в документе уделено вопросам обеспечения безопасности и гигиены труда персонала пусковых комплексов. Повышенные требования к безопасности, как отмечают разработчики, часто становятся одним из ключевых факторов при принятии решений о модернизации или строительстве новых объектов.
Международные требования к модернизации стартовых космических комплексов были впервые разработаны в 2018 году по предложению Российской Федерации, а в 2025 году также по российской инициативе осуществлен их пересмотр.
В свою очередь, ИСО 16159:2025 «Системы космические. Стартовые комплексы и технические комплексы. Методика анализа причин отказа комплексов, систем и оборудования» (ISO 16159:2025 Space systems — Launch pad and integration site — Facility, system and equipment failure analysis) устанавливает процедуры анализа отказов, возникающих во время испытаний и эксплуатации объектов, систем и оборудования стартовых и технических комплексов. Документ описывает порядок расследования и анализа причин отказов, а также разработку корректирующих действий, направленных на предотвращение их повторного возникновения. Применение этого стандарта способствует повышению надежности, безопасности и эффективности эксплуатации наземной космической инфраструктуры, используемой как в рамках государственных программ, так и при коммерческих запусках ракет-носителей.
Принятие обновленных международных стандартов стало результатом системной работы российских специалистов в профильных технических комитетах Международной организации по стандартизации. Наиболее яркие примеры — это стандарты в сфере космических технологий, где Россия традиционно занимает лидирующие позиции. Так, в период с 2020 по 2024 годы в ИСО опубликованы уже более 20 международных стандартов, разработанных по инициативе Российской Федерации или на основе ГОСТ Р, из которых треть – стандарты в сфере космических технологий, охватывающие широкий круг вопросов — от требований к конструкциям космических аппаратов и испытаниям ракетных двигателей до моделирования космической среды.
Новые международные стандарты стартовых комплексов разработаны российскими экспертами - Подробнее...
Минпромторг России предложил ввести обязательную маркировку мясных изделий
С 2026 года каждая упаковка колбасы, сосисок или мясных субпродуктов может получить цифровой паспорт. Это поможет бороться с контрафактом и повысит прозрачность рынка.
Минпромторг России вынес на общественное обсуждение масштабный проект, который кардинально изменит подход к контролю качества на мясном рынке. Речь идет о введении обязательной цифровой маркировки для всей мясной продукции, упакованной для потребителей. Не нужно будет маркировать товары, которые продают на развес, а также консервы и детское питание для детей до года.
Инициатива, оформленная как проект постановления Правительства РФ, предполагает поэтапный запуск системы, старт которого намечен на март 2026 года. Это решение направлено на создание единого прозрачного информационного пространства и позволит отслеживать путь каждой упаковки от производителя до прилавка.
Согласно документу, внедрение системы будет проходить в три ключевых этапа:
С 1 марта 2026 года — стартует регистрация участников оборота (производителей, импортеров, дистрибьюторов) в системе маркировки; С 1 августа 2026 года — вводится обязательная маркировка для мясных продуктов; С 1 октября 2026 года — обязательной маркировке подлежат колбасные изделия.
Такой поэтапный подход, по мнению экспертов, даст бизнесу необходимое время для адаптации к новым требованиям и интеграции с государственной информационной системой мониторинга.
Внедрение цифровой маркировки — это мировой тренд, который уже доказал свою эффективность в борьбе с нелегальным оборотом товаров. Для потребителя это означает:
Гарантию подлинности. Покупатель будет уверен, что приобретает продукт легального производителя; Повышение качества. Система усложнит жизнь недобросовестным производителям, фальсифицирующим состав продукции; Прозрачность. В перспективе можно будет получить полную информацию о происхождении сырья и этапах производства.
Для рынка в целом это шаг к повышению налоговой дисциплины и созданию честной конкурентной среды.
Общественное обсуждение проекта продлится до 22 октября 2025 года. В этот период представители бизнеса, отраслевые ассоциации и эксперты могут направить свои замечания и предложения по доработке документа. От итогов этого обсуждения будут зависеть финальные детали одного из самых значительных преобразований в пищевой индустрии за последние годы.
России выгодно продвигать свой путь в глобальной климатической политике
Председатель Комитета РСПП по климатической политике и углеродному регулированию Андрей Мельниченко выступил с открытой лекцией в образовательном центре «Солярис» в Иваново. Тема встречи — «Как климат влияет на экономику и почему важно думать о нём уже сегодня». Слушателями стали учащиеся центра, педагоги и студенты местных вузов. В своей лекции Андрей Мельниченко подробно рассказал о причинах изменения климата, а также последствиях этих изменений – как экономических, так и природных. При этом он отметил, что российская экономика может выиграть от глобального потепления, если грамотно использовать свои природные ресурсы и научный потенциал: «Адаптация экономики – ключ к снижению рисков и поиску новых точек роста. Главная угроза для российской экономики исходит не от самого изменения климата, а от тех способов борьбы с ним, которые предлагают и навязывают другие страны. Крупные державы давно поняли, что климатическую политику можно использовать в своих интересах».
Он отметил, что международная климатическая политика зачастую строится на неравных условиях и может мешать росту стран с развивающейся экономикой, что сильно затрудняет борьбу с глобальным потеплением. По мнению Андрея Мельниченко, цели по климату не должны использоваться как прикрытие для достижения экономических целей.
Он особо подчеркнул, что Россия является глобальным лидером по сокращению выбросов парниковых газов с 1990 года. Именно достигнутое сокращение нетто-эмиссии, развитие российской науки, а также осознанная экологическая политика могут стать стратегическими преимуществами страны. «Наши леса – это 20% всех лесов планеты. Они играют роль гигантского природного фильтра. Этот огромный вклад лесов России сегодня сильно недооценен на международной арене. Уверен, на самом деле они поглощают не только все выбросы нашей страны, но и значительную часть выбросов других стран», – отметил Андрей Мельниченко.
Именно поэтому Россия должна формировать собственный, справедливый подход к климатической политике, а не копировать чужие решения. «Достигать климатических целей можно как с помощью дорогих, так и с помощью дешевых мер. Например, есть природные решения, есть геоинжиниринг – такие проекты могут более эффективно снижать выбросы, не нанося ущерб экономическому развитию», - подчеркнул Председатель комитета.
России выгодно продвигать свой путь в глобальной климатической политике - Подробнее...
Сотрудничество в рамках ЕАЭС помогает противодействовать внешним шокам
Региональное экономическое сотрудничество и интеграция, в том числе в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), создают возможности для эффективного противодействия внешним шокам и для диверсификации торговли. Об этом заявил постоянный представитель РФ при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве Геннадий Гатилов.
«Страны ЕАЭС являются успешным примером интеграции, которая последовательно развивается на основе взаимного уважения, прагматизма и обеспечения баланса интересов», - сказал он на 16-й сессии Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). По словам дипломата, развитие «регионального и межрегионального взаимодействия создает новые возможности для диверсификации торговли, эффективного противодействия внешним шокам и усиления подлинной многосторонности в международных экономических отношениях». Он подчеркнул, что особое значение такое взаимодействие приобретает для развивающихся государств, в частности тех из них, которые не имеют выхода к морю. Для них «развитие транспортно-инфраструктурных, логистических и цифровых связей является ключом к справедливому и полноправному участию в мировой торговле», - добавил Г. Гатилов.
16-я сессия ЮНКТАД проходит с 20 по 23 октября в Женеве. В ней принимают участие делегации более 100 стран, включающие около 60 министров и 40 заместителей министров. Они обсуждают способы стимулирования экономических преобразований в интересах справедливого, инклюзивного и устойчивого развития. Мероприятие проходит раз в четыре года.
Запуск пилотного проекта системы публичных оценок АЗС обсудили в рамках Всероссийского форума контрольных органов
В рамках Всероссийского форума контрольных органов участники обсудили разрабатываемый пилотный проект по апробации системы публичных оценок бизнеса, которые ему присваиваются по результатам профилактических и контрольных мероприятий. В качестве первого такого проекта выбрана оценка качества работы автозаправочных станций (АЗС) в рамках контрольных полномочий Росстандарта.
Выбор пилотного проекта обусловлен тем, что автомобильное топливо является товаром первой необходимости, а его качество напрямую влияет на безопасность граждан и экономику страны. На данном рынке с высокой конкуренцией, где представлено более 100 участников и свыше 30 тыс. АЗС, новая система призвана повысить прозрачность и ответственность операторов. «Работа над проектом ведется совместно с Росстандартом и экспертами Центра стратегических разработок. Участие в системе публичной оценки для бизнеса будет носить добровольный характер. На данный момент уже выработаны четкие критерии и система присвоения оценок, которая сделана максимально простой и технологичной. Ее работа будет обеспечена с применением информационного ресурса Росстандарта и мобильного приложения „Инспектор“», — пояснил статс-секретарь – заместитель министра экономического развития Российской Федерации Алексей Херсонцев.
«Совместно с Минэкономразвития России и ЦСР планируется запустить пилотный проект по присвоению публичных оценок в сфере деятельности автозаправочных станций, — подтвердил руководитель Росстандарта Антон Шалаев. — Его цель — обеспечить доступ граждан к информации о качестве реализуемого на АЗС топлива. Ранее перспективность проекта оценили представители топливных компаний».
Для широкого публичного обсуждения проект планируется представить в начале 2026 года, а его пилотный запуск намечен на середину 2026 года.
В рамках секции «Профилактика рисков: от визита до оценки» начальник Управления государственного контроля и надзора Росстандарта Владимир Тимофеев представил доклад о внедрении цифровой системы публичных оценок в сфере контроля качества автомобильного топлива, и о мероприятиях по борьбе с фальсификатом и недоливом. «Росстандарт последовательно развивает современные инструменты контроля и профилактики. Реализация пилотного проекта публичных оценок позволит гражданам самостоятельно принимать решение о заправке своего автомобиля, исходя из присвоенного Росстандартом рейтинга конкретной автозаправочной станции. Это повысит прозрачность топливного рынка, укрепит добросовестную конкуренцию и доверие между бизнесом, государством и потребителем».
Запуск пилотного проекта системы публичных оценок АЗС обсудили в рамках Всероссийского форума контрольных органов - Подробнее...
В России разработали стандарт по оценке рисков внедрения ИИ в развитие городов
Государственный стандарт для оценки рисков внедрения систем искусственного интеллекта (ИИ) в развитие городов разработали в Новосибирском государственном университете (НГУ). Документ станет первым в международной практике, где будет учтена гуманитарная составляющая ИИ-проектов, сообщили в вузе.
"Сейчас разработчики уделяют внимание эффективности создаваемых решений, программ и моделей. При этом в разработках антропология проекта фактически никак не учитывается. Особенно когда речь идет о том, что будет происходить с человеком, его способностями, здоровьем, нравственными устоями, ориентирами, смыслами, если этот проект будет массово внедряться в структуры нашей повседневной жизни, такие как образование, наука, управление, здравоохранение. Поэтому появилась необходимость так называемой гуманитарной экспертизы, которая предполагает оценку гуманитарных рисков и возможностей, которые мы получаем при массовом внедрении этих разработок", - цитирует пресс-служба одного из авторов стандарта Сергея Смирнова, доктора философских наук, ведущего научного сотрудника Центра ИИ НГУ.
Сейчас на федеральном уровне разрабатывается проект закона в сфере ИИ. По мнению Смирнова, созданный документ может стать его частью. Проект госстандарта получил название "Гуманитарная экспертиза внедрения систем ИИ в практики развития умных городов". Ученые разработали опросник, используемый в качестве инструмента для оценки гуманитарного потенциала (возможностей) и гуманитарных рисков внедрения системы ИИ. Опросник включает несколько вопросов, охватывающих разные аспекты, касающиеся влияния разрабатываемого проекта в сфере ИИ на городскую среду: помогает ли проект решить какую-то социальную, гуманитарную проблему; изменяются ли и в какую сторону комфортность среды обитания, безопасность, здоровье граждан при внедрении системы; увеличивается доверие к системе или, наоборот, возникает недоверие.
Опросник предполагает учет разных позиций - жители, целевая профессиональная группа (пользователи сервиса), представители городской власти, инвесторы, эксперты и сами разработчики. Каждый пункт оценивается по десятибалльной шкале. Все ответы суммируются, выводится агрегированный показатель отдельно по гуманитарным рискам и гуманитарному потенциалу. При разработке ученые ориентировались на многолетнюю теоретическую традицию, опыт внедрения этической экспертизы в биотехнологиях, медицине, здравоохранении, генетике, где этот вопрос особенно стал актуален, когда встала проблема клонирования человека и редактирования генома.
При участии Росаккредитации состоялось заседание профильной российско-турецкой рабочей подгруппы
В рамках Российской энергетической недели 15 октября состоялось заседание рабочей подгруппы по техническому регулированию, оценке соответствия, стандартизации и метрологии при рабочей группе по промышленности Смешанной межправительственной Российско-Турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Заседание прошло под сопредседательством руководителя Росстандарта Антона Шалаева и генерального директора Управления по безопасности и инспекции продукции Министерства торговли Турецкой Республики Хаккы Караберклю.
С российской стороны в заседании приняли участие представители Минпромторга России, Росаккредитации, Росстандарта, Росздравнадзора, Роспотребнадзора, Российского института стандартизации, ВНИИМ им. Д.И. Менделеева, ВНИИИМТ Росздравнадзора, Торгового представительства России в Турции и ряда организаций.
Среди основных тем встречи – стандартизация и сертификация, взаимное признание результатов испытаний и сертификации, обязательная цифровая маркировка товаров, включая использование государственной системы «Честный знак» для товаров, экспортируемых в Российскую Федерацию, взаимодействие в сфере лесной сертификации, а также обеспечение работ при строительстве атомной электростанции «Аккую» Госкорпорацией «Росатом» в Турецкой Республике и сотрудничество двух стран в реализации научно-технических проектов.
Начальник отдела международного взаимодействия и системы менеджмента Управления правового обеспечения и международного взаимодействия Росаккредитации Андрей Подвязников выступил с докладом о взаимодействии с национальным органом по аккредитации Турецкой Республики – Агентством по аккредитации Турецкой Республики (Turkish Accreditation Agency, TÜRKAK) в рамках подписанного в 2021 г. Меморандума о взаимопонимании. В частности, он сообщил о практике признания турецкой стороной протоколов российских испытательных и калибровочных лабораторий с использованием знака ILAC на продукцию для атомной промышленности и пищевую продукцию (крупы, кукурузу, молочную продукцию).
Представители российской и турецкой стороны также обсудили сотрудничество по направлению Халяль с учетом подписанного в 2022 г. Протокола о сотрудничестве в области инфраструктуры качества Халяль между Росаккредитацией и Агентством по аккредитации Халяль Турецкой Республики (Halal Accreditation Agency, НАК). При содействии Росстандарта были получены и переведены стандарты Института стандартизации и метрологии исламских стран (SMIIC), на основании которых проводится аккредитация органов по оценке соответствия.
При участии Росаккредитации состоялось заседание профильной российско-турецкой рабочей подгруппы - Подробнее...
Минэкономразвития: между Россией и Туркменистаном появится упрощенный таможенный коридор
Россия и Туркмения подписали соглашение о создании таможенного коридора в ходе 13-го заседания Межправительственной российско-туркменской комиссии по экономическому сотрудничеству.
Заседание состоялось в Ашхабаде 13 октября 2025 года под руководством заместителя Председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина и заместителя председателя Кабинета министров Туркменистана Нокергулы Атагулыева. Ее организацию и содержательное наполнение обеспечило Минэкономразвития России.
Сопредседатели Межправкомиссии подчеркнули важность развития торгово-экономического сотрудничества и культурно-гуманитарного взаимодействия, положительную динамику взаимной торговли и имеющиеся возможности ее наращивания.
В ходе заседания стороны рассмотрели ключевые вопросы взаимодействия России и Туркменистана в сфере транспорта, сельского хозяйства, промышленности, энергетики, образования и культурно-гуманитарных связей.
В рамках отраслевых переговоров на полях встречи предметно обсудили дальнейшее развитие сотрудничества в области энергетики, транспорта, геодезии и картографии, образования и науки, а также предстоящие в Ашхабаде мероприятия Правительства Санкт-Петербурга в области культуры.
Кроме соглашения между таможенными службами об организации упрощенного таможенного коридора, на площадке Межправкомиссии подписали и другие важные двусторонние документы:
— планы мероприятий по развитию сотрудничества между Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством образования Туркменистана на 2025–2026 гг., а также между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Министерством сельского хозяйства Туркменистана на 2025 год;
— соглашения о технологическом и маркетинговом сотрудничестве между АО «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая биржа» и Государственной товарно-сырьевой биржей Туркменистана;
— меморандумы о сотрудничестве в конноспортивной индустрии между Федерацией конного спорта России и Государственным объединением «Туркмен атлары», о сотрудничестве в конной индустрии между ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт коневодства имени академика В. В. Калашникова» и Государственным объединением «Туркмен атлары», а также Международной академией коневодства имени Аба Аннаева.
Комментируя итоги состоявшегося заседания, заместитель министра экономического развития Российской Федерации Владимир Ильичев заявил, что по итогам семи месяцев текущего года рост взаимной торговли составил более 30%. Кроме того, он отметил потенциал в развитии взаимных поставок продукции сельского хозяйства и промышленности, востребованной на рынках наших стран.
ЕЭК начала работу по формированию к 2030 году общего биржевого товарного рынка в рамках ЕАЭС
Министр по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии Максим Ермолович на международном форуме «Российская энергетическая неделя» в Москве анонсировал начало работы по формированию к 2030 году общего биржевого товарного рынка в рамках Евразийского экономического союза. Максим Ермолович сообщил, что в качестве первого шага в ближайшее время планируется создание Биржевого комитета, куда войдут представители государств-членов ЕАЭС. Планируется пригласить в качестве наблюдателей биржи из Узбекистана и Ирана.
Целевой задачей определена необходимость выработки общих принципов и подходов в ЕАЭС по формированию ценовых индикаторов на биржевые товары по широкому перечню.
«Дискуссия о включении всех видов товаров ТЭК в общий биржевой товарный рынок должна быть возобновлена», – отметил Максим Ермолович, подчеркнув, что установление ценовых индикаторов на товары топливно-энергетического комплекса положительно скажется на развитии национальных экономик всех государств-членов.
ISO и ARSO подписали знаковое Кигалийское соглашение о расширении сотрудничества
Международная организация по стандартизации (ISO) и Африканская организация по стандартизации (ARSO) сегодня подписали историческое Кигалийское соглашение, создающее основу для укрепления технического сотрудничества и ускорения внедрения международных стандартов в Африке.
Это соглашение было заключено в решающий момент для Африканской континентальной зоны свободной торговли (AfCFTA) — крупнейшей в мире зоны свободной торговли, охватывающей 54 государства — члена Африканского союза, и флагманской инициативы Африканского союза «Повестка дня на период до 2063 года». Технические стандарты играют важную роль в успехе AfCFTA, обеспечивая гармонизацию нормативных требований, гарантируя качество товаров и услуг и способствуя трансграничной торговле .
В соответствии с Кигалийским соглашением ISO и Африканский орган по стандартизации будут координировать разработку стандартов, способствовать согласованию рабочих программ и приведению национальных и региональных стандартов в соответствие друг с другом, чтобы усилить гармонизацию и снизить технические барьеры в торговле на континенте.
Генеральный секретарь ISO Сержио Мухика заявил, что знаковое Кигалийское соглашение стало смелым шагом в укреплении роли международных стандартов как движущей силы развития, торговли и интеграции в Африке.
«Соглашение, подписанное в Кигали, является важной вехой в нашем многолетнем партнёрстве с Африканским союзом и открывает широкие возможности для усиления влияния ISO в Африке», — сказал г-н Мухика.
Соглашение направлено не только на техническое сотрудничество, но и на построение более инклюзивного, взаимосвязанного и устойчивого будущего для региона. Благодаря общим стандартам мы можем ускорить промышленное развитие, поддержать сближение нормативно-правовой базы и предоставить национальным органам по стандартизации возможность разрабатывать решения, отвечающие местным потребностям и глобальным ожиданиям.
Рабочие органы Общественного совета при Росаккредитации – индикаторы зрелости принимаемых Службой решений
Общественный совет при Росаккредитации помогает Службе поддерживать коммуникацию с профессиональным сообществом, перестраивать внутренние процессы и совершенствовать правоприменительную практику в сфере аккредитации. Эффективность такого взаимодействия зависит от структуры и вовлеченности постоянных комитетов и рабочих групп Общественного совета. Данную тему обсудили на очередном заседании совещательного органа при Росаккредитации.
Обращаясь к участникам заседания с приветственным словом, статс-секретарь – заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Алексей Херсонцев отметил, что с момента создания в 2013 г. Общественный совет является для Росаккредитации источником идей и инструментом обратной связи. «Рабочие органы Совета помогают Службе выработать позицию по отраслевым вопросам, контролировать ситуацию в наиболее острых и актуальных сферах деятельности», - подчеркнул он.
В июле 2024 г. структура рабочих органов Совета была пересмотрена. На сегодня действует четыре постоянных комитета и восемь рабочих групп, в том числе вновь созданная рабочая группа по вопросам оценки соответствия средств индивидуальной защиты.
По словам руководителя Росаккредитации Дмитрия Вольвача, действующая структура покрывает потребности отрасли для решения вопросов в сфере аккредитации и по направлениям оценки соответствия. При возникновении запроса от профессионального сообщества сфера ответственности действующих рабочих органов может быть расширена или дополнен их состав.
«Хотел бы, чтобы наша работа сохраняла динамику. Надеемся на вашу обратную связь при внедрении изменений в практику. Такие сигналы позволяют судить, насколько принимаемые решения своевременны и соответствуют идеям, заложенным в законодательство об аккредитации», - подчеркнул руководитель Службы.
Дмитрий Вольвач сообщил о результатах перехода на риск-ориентированную модель контроля. Количество внеплановых проверок аккредитованных лиц в связи с не прохождением процедуры подтверждения компетентности в 2025 г. сократилось на 45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Доля приостановок аккредитации по результатам оказания госуслуг за этот же период сократилась с 68% до 37%. «Рассматриваю это как косвенные, но очевидные доказательства того, что деловая среда, с которой мы работаем, становится более профессиональной, грамотной и зрелой», - отметил руководитель Службы.
Росаккредитация также продолжает внедрять принцип приоритета профилактики. С сентября 2025 г. проведено 17 профилактических визитов, запланировано еще 9 профвизитов.
Взаимодействие с аккредитованными лицами в большинстве случаев происходит в дистанционном формате. На повестке – переход от проведения видеоконференций к полностью цифровым процессам, предусматривающим сбор и анализ данных без привлечения аккредитованного лица.
Рабочие органы Общественного совета при Росаккредитации – индикаторы зрелости принимаемых Службой решений - Подробнее...
Об итогах мероприятий Генеральной Ассамблеи ISO
Завершены мероприятия Генеральной ассамблеи Международной организации по стандартизации (ИСО) и заседания руководящих органов ИСО, вновь ставшие рекордными по количеству участников за всю историю организации. Почти 1000 экспертов в очном формате и свыше 10 000 онлайн, представляющие 170 стран мира, приняли участия в обсуждениях актуальных вопросов развития международной стандартизации в мероприятиях, прошедших под девизом «Объединившись для достижения успеха». Делегацию Российской Федерации, в состав которой вошли представители Росстандарта, центрального аппарата ведомства, ФГБУ «Российский институт стандартизации» и целого ряда технических комитетов по стандартизации, возглавил руководитель Антон Шалаев.
Генеральный секретарь ИСО Серхио Мухика в своём докладе представил ключевые промежуточные итоги реализации Стратегии ИСО на период 2021-2030 годов, а несколько десятков мероприятий деловой программы были посвящены таким темам, как:
- стандартизация и устойчивое развитие,
- стандартизация технологий искусственного интеллекта,
- стандарты и экономика замкнутого цикла
- привлечение максимально широкого круга заинтересованных сторон для разработки международных стандартов,
- профессиональное развитие в сфере стандартизации.
В рамках Генеральной сессии были также подведены итоги ежегодного конкурса на соискание премии им. Лоуренса Д. Айхера – за наиболее эффективную работу и значительный вклад технического комитета ИСО в разработку международных стандартов. Премия направлена на поощрение внедрения инновационных и эффективных процессов и решений при разработке международных стандартов. Также, данная премия — это возможность для популяризации и обмена передовым опытом между комитетами ИСО. Обладателями премии по итогам года стали эксперты технического комитета по стандартизации ИСО 323 «Экономика замкнутого цикла». Образованный лишь в 2018, технический комитет, объединяющий свыше 80 государств-участников, в том числе, Российскую Федерацию, уже разработал целый ряд международных стандартов в сфере методик и средств возобновления ресурсов.
Также на заседании была присуждена премия «Новое поколение», вручаемая раз в два года и призванная отметить достижения и вклад молодых специалистов в работы по стандартизации. Обладателем престижной международной премии стала Кгания Нказимуло Сиданге из Ассоциации стандартов Зимбабве за работы в сфере экологической стандартизации. Напомним, что накануне Росстандарт и SAZ подписали План-график обучения специалистов SAZ на 2025–2027 годы, включающий полтора десятка тематических курсов, охватывающих деятельность технических комитетов, методы испытаний, метрологическое обеспечение и внедрение современных технологий.
Важным событием Генеральной ассамблеи стало подписание соглашения о сотрудничестве между ИСО и Африканской региональной организации по стандартизации (АРСО), ознаменовавший новый этап вовлечения государств Африки в международную стандартизацию.
Как отметил Антон Шалаев: «Международное сотрудничество в стандартизации сегодня играет ключевую роль в обеспечении устойчивого развития. Активное участие российских экспертов совместно с экспертами евразийского пространства и государств глобального юга в разработке международных стандартов позволяет нам быть в центре глобальной повестки, делиться своими компетенциями и вносить вклад в формирование технологического будущего».
|